37. Экологизация экономической сферы жизни общества.
Задача экологизации экономической сферы жизни общества в рамках Концепции - снижение природоемкости производства через повышение экологической культуры всех участников экономических отношений.
В экономических отношениях всегда есть две стороны - производитель и потребитель. Поэтому необходимо говорить о повышении экологической культуры как производителя (производства), так и потребителя.
Экологическая культура производства во многом зависит от проводимой на предприятии экологической политики - совокупности основных принципов, намерений и обязательств предприятия, лежащих в основе выработки собственных экологических целей и задач. Поэтому наиболее эффективной является работа по повышению экологической культуры лиц, принимающих решения в сфере проведения экологической политики предприятия.
Экологическая политика, осознанно принятая руководством предприятия, может реализовываться по следующим направлениям: повышение экологической культуры производства; добровольное расширение экологических обязательств предприятия; обеспечение экологической безопасности персонала и населения в зоне влияния предприятия; оценка негативного воздействия на окружающую среду и его минимизация; рациональное использование природных ресурсов; переход на более экологичные технологии производства; поддержка экологических исследований и образования; обеспечение доступности экологической информации о деятельности производства; соблюдение природоохранного законодательства, экологических норм и правил; проведение экологического аудита; мотивация и вовлечение всего персонала в экологическую деятельность предприятия; стремление к достижению и укреплению экологической репутации производства и другое.
Наиболее оптимальной представляется ситуация, когда на предприятии организуется система экологического менеджмента, в том числе по международным стандартам (серии ISO 14000).
Целевое обучение по вопросам экологической культуры может быть направлено не только на лиц, принимающих решения, но и на более широкий круг представителей предприятий и организаций как сферы материального, так и нематериального производства. Обучение целевых групп позволяет изменять групповые культурные нормы, через которые в том числе оказывается косвенное влияние на лиц, принимающих решения. Кроме того, в случае принятия решения о проведении на предприятии современной экологической политики или внедрении системы экологического менеджмента это решение будет в большей степени поддержано коллективом.
Экологическая культура потребителя определяется качеством, количеством и структурой потребления товаров и услуг. Повышение требований потребителя к экологичности товаров и оказываемых услуг является достаточно простым и эффективным средством давления на производителя товаров и услуг.
При формировании экологической культуры потребителя наиболее сложной проблемой является изменение структуры человеческих потребностей и стереотипов потребления. Необходимо организовать процесс оптимизации потребностей, в рамках которого население может отказаться от части наиболее факультативных вторичных потребностей, обеспечение которых несет высокую нагрузку на окружающую среду или ведет к быстрому истощению невосполнимых природных ресурсов.
Включение экологических ценностей и факторов в число экономических категорий позволило бы значительно быстрее реализовать процесс экологизации экономической сферы жизни общества.
Направления деятельности:
организация и проведение специализированных мероприятий (курсы, семинары, деловые встречи) для лиц, принимающих решения в сфере экологической политики предприятий и организаций;
организация обучающих курсов и семинаров для представителей сферы материального и нематериального производства, включая отрасли услуг, с учетом специфики их деятельности;
пропаганда потребления экологичных товаров и услуг.
38. Экологизация социальной сферы жизни общества.
В рассматриваемом контексте под экологизацией подразумевается повышение веса и значимости экологических вопросов в социальной сфере жизни общества.
Выполнение мероприятий Концепции, направленных на повышение экологической культуры отдельной личности, в той или иной мере повышает и степень экологизации социальной сферы жизни общества. В то же время необходимо организовывать деятельность по повышению экологической культуры отдельных социальных структур в целом. Такими структурами могут выступать семья как социальный институт, социальные группы и коллективы различных уровней иерархии, жители отдельных населенных пунктов, население Челябинской области в целом.
Наиболее эффективным средством является экологическое образование, нацеленное на отдельные социальные общности. Оно может проводиться в различных формах - от курсов, семинаров и конференций до выпуска стенгазет в отдельных учреждениях. Важное значение в этом процессе занимает использование средств массовой информации.
Эффективным средством является проведение массовых экологических мероприятий, в которых могут быть задействованы как отдельные социальные группы, так и жители населенного пункта в целом. Конкурсы и соревнования экологической направленности также могут повышать статус экологии в общественной жизни.
Важным направлением деятельности по экологизации является формирование экологически ориентированного общественного мнения.
Для понимания происходящих в обществе процессов и оценки его состояния необходимо вести определенную социологическую работу, в частности, проводить специализированные социологические опросы, а при оценке социально-психологического состояния общества учитывать и экологические параметры.
В перспективе возможен переход и к социальному проектированию с постановкой целей экологической направленности, таких как смена экологического имиджа Челябинской области и другое.
Направления деятельности:
экологизация социальных отношений внутри социальных общностей различного уровня иерархии (семья, социальные группы и коллективы, жители отдельных населенных пунктов и муниципальных образований, население Челябинской области в целом) и между ними;
организация конкурсов и соревнований для отдельных социальных групп;
формирование экологически ориентированного общественного мнения;
оценка социально-психологического состояния общества с включением экологических параметров;
экологически ориентированное социальное проектирование.