ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2013 года N 23-П

О КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

(в редакции Постановлений Правительства Челябинской области от 22.08.2013 N 219-П, от 17.11.2015 N 599-П)


Рассмотрев проект Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года, Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года;

План на 2013 - 2015 годы реализации Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Мурога И.А.

Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
С.Л.КОМЯКОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 20 февраля 2013 года N 23-П

КОНЦЕПЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 22.08.2013 N 219-П, от 17.11.2015 N 599-П)


I. Общие положения


1. Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года (далее именуется - Концепция) определяет государственную политику органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения.

2. Концепция разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;

распоряжения Губернатора Челябинской области от 24.10.2011 года N 1199-р "О создании рабочей группы".

II. Основные проблемы в сфере деятельности по формированию экологической культуры


3. Становление человеческого общества стало возможным благодаря умению человека использовать с помощью орудий труда повышенное по сравнению с естественным состоянием количество различных ресурсов окружающей среды. Хотя отдельные локальные экологические кризисы, связанные с разрушением природных систем, происходили и ранее, в целом они позволяли человеческому обществу поступательно развиваться. Ситуация изменилась в современную эпоху, когда помимо истощения непосредственно используемых природных ресурсов встал вопрос о нарушениях глобальных биосферных обратных связей, которые позволяли биосфере достаточно эффективно регулировать параметры окружающей среды в пределах относительно оптимальных для развития высокоразвитых форм жизни на Земле.

4. Ряд серьезных экологических проблем отмечается и на территории Челябинской области. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Златоуст. Подвергается сильному загрязнению и часть водных объектов - реки Миасс (ниже г. Челябинска), Уфа, Урал, Увелька и другие. Имеются участки почв с повышенным содержанием тяжелых металлов и других химических веществ. Под значительным антропогенным давлением находится растительный и животный мир.

5. Возникновение и развитие культуры как способа внегенетической передачи информации тесно связано с процессом становления человеческого общества, и поэтому культура в значительной мере ответственна за возникновение экологических проблем. Без серьезных изменений в сфере культуры решение как глобальных, так и региональных экологических проблем невозможно.

6. Процесс экологизации культуры возможен по двум направлениям. Первое направление связано с индивидуальным образованием, воспитанием и другими формами воздействия на членов общества как личностей. Второе направление связано с необходимостью изменять в той или иной степени все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную.

7. В рамках первого направления наиболее проработанным элементом является существующая система дошкольного, школьного и профессионального экологического образования в системе образования.

8. В Челябинской области дошкольные образовательные учреждения осуществляют экологическое образование в рамках основных общеобразовательных программ. Воспитание происходит в различных формах: изучение правил поведения в природе с помощью символов, знаков, моделей, использование календарей природы и погоды, опыты и эксперименты с природным материалом и многое другое.

Основные проблемы дошкольного образования связаны с тем, что его традиционная экологическая составляющая имеет в целом антропоцентрическую направленность и предполагает в основном ознакомление детей с природным окружением, однако в настоящее время необходим переход к развивающему экологическому образованию, предусматривающему реализацию трех взаимосвязанных функций - обучение, воспитание и развитие. Недостаточно развито технологическое обеспечение процесса экологического образования дошкольников. Имеются проблемы, связанные с наличием кадров, способных вести адекватную современным требованиям педагогическую деятельность в сфере экологического образования.

9. Школьное экологическое образование реализуется в основном в рамках факультативных и элективных курсов, дополнительного образования.

Общеобразовательные учреждения Челябинской области занимаются экологическим образованием посредством реализации образовательных программ, ведения кружковых занятий, факультативов, организации научных обществ учащихся и тому подобное. В центрах детского творчества реализуются образовательные программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Особое внимание уделяется организации участия школьников в конкурсах учебно-исследовательских экологических проектов. Одной из форм экологического образования является проведение комплексных полевых экологических практикумов.

Отмеченные выше проблемы дошкольного экологического образования в значительной мере присущи и школьному образованию. Кроме того, следует отметить слабую экологизацию основных школьных предметов и недостаточный охват школьников дополнительным экологическим образованием, а также недостаточное взаимодействие учреждений базового и дополнительного экологического образования.

10. В Челябинской области накоплен определенный опыт работы по экологическому образованию в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования разработаны и введены рабочие основные профессиональные образовательные программы, вариативная часть которых предусматривает наличие дисциплины, междисциплинарного курса и/или профессионального модуля по вопросам экологии.

В областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Среди других форм экологического образования можно отметить такие, как участие в работе научного общества учащихся, участие в различных конкурсах и олимпиадах и другое.

11. Развивается экологическое образование в системе высшего профессионального образования. Ряд высших учебных заведений Челябинской области в своем составе имеют специализированные кафедры, выпускающие специалистов в сфере охраны окружающей среды. Ведется в той или иной мере экологизация всего образовательного процесса. При этом наблюдается явный недостаток учебных материалов с включением местной специфики.

12. Ведется определенная работа и по экологическому образованию в системе послевузовского профессионального образования. Наиболее актуальной здесь является необходимость повышения качества обучения при повышении квалификации и переподготовке кадров, непосредственно работающих в системе экологического образования: в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях.

13. В целом необходимо отметить, что имеющиеся достижения в области экологического образования обучающихся пока еще не привели к созданию целостных систем даже в отдельных образовательных учреждениях, тем более такая системность отсутствует между учреждениями различного уровня. Объясняется это рядом объективных причин:

не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на различных этапах дошкольного, школьного и профессионального образования;

нет тесных связей между учреждениями, реализующими содержание экологического образования;

не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, в том числе отсутствует общая теоретическая концепция формирования экологической культуры.

14. Кроме системы образования, экологическое образование должно вестись по многим другим направлениям, и одно из них - семейное образование и воспитание. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадения ценностей семьи и школы. Низкий уровень экологической культуры родителей значительно снижает эффективность дошкольного и школьного экологического образования и воспитания.

Необходимо создание условий и предпосылок для экологического самообразования, которое может осуществляться в любом возрасте.

15. Более важную роль в экологическом образовании и воспитании могут играть общественные и другие организации, не входящие в состав системы образования.

16. Около 10 процентов территории Челябинской области занимают особо охраняемые природные территории (далее именуются - ООПТ), обладающие уникальными особенностями флоры и фауны, которые могут более широко использоваться в учебно-воспитательном процессе, в том числе и для воспитания экологического патриотизма. Для чего необходимо продумать сеть маршрутов и систему организации экологических походов и экскурсий (включая экотуризм) и при этом продумать таким образом, чтобы минимизировать возможный ущерб природной среде.

17. На сегодняшний день слабо развит процесс экологизации культуры быта и досуга. Практически отсутствует пропаганда продуктов питания, предметов быта, бытовой техники, при производстве которых учитывались экологические требования.

18. Освещение проблем экологии в средствах массовой коммуникации не всегда адекватно существующей ситуации и не соответствует своей значимости в современных условиях. Недостаточно средства массовой коммуникации используются и в образовательном процессе для разъяснения основ функционирования окружающего мира.

19. Параллельно с деятельностью по формированию экологической культуры отдельного человека необходимо вести работу и по изменению культурных норм общества в целом, в том числе в экономической, социальной, политической и духовной сферах. В рамках реализации Концепции необходимо на каждую сферу общества оказывать целевое воздействие, направленное на повышение ее экологической культуры.

20. Межведомственный характер деятельности по повышению экологической культуры населения приводит к тому, что одной из серьезных проблем является создание эффективной системы управления этим процессом.

III. Цели и задачи государственной политики органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры


21. Государственная политика Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения на территории Челябинской области направлена на сохранение окружающей природной среды и рациональное использование ее ресурсов.

22. Цель государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры - повышение уровня экологической культуры отдельного человека и общества в целом на территории Челябинской области.

23. Задачи:

совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования;

совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования;

экологизация культуры быта населения;

экологизация культуры досуга населения;

экологизация информационного пространства;

повышение уровня экологической культуры в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

IV. Основные принципы и приоритеты


24. Принципы государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры:

учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений;

учет особенностей Челябинской области, включая природные условия, ресурсы, экологическую ситуацию, культурно-исторические и религиозные традиции населения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал;

непрерывность организации обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейном, дошкольном, школьном, профессиональном, вузовском, послевузовском;

связь образовательного и воспитательного процессов с опытом практической деятельности по решению природоохранных проблем;

междисциплинарность, отражающая взаимосвязь философских, естественно-научных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования;

взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнеса при решении задач по формированию экологической культуры;

открытость и доступность экологической информации для населения Челябинской области;

соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.

25. Приоритеты государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры:

повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания;

совершенствование системы непрерывного экологического образования;

экологизация информационного пространства.

V. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры

Совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования


26. Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде.

Экологическое образование должно рассматриваться в качестве основы для разработки нового образа жизни, влияющего на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Челябинской области. Исходя из этого, формирование экологической культуры необходимо признать в числе основных приоритетов развития системы образования.

Для формирования экологической культуры населения Челябинской области необходима разработка моделей реализации этого направления в школах и вузах: в предметах и дисциплинах, в воспитательной работе, в укладе школьной и вузовской жизни, в создании соответствующей эколого-развивающей среды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»