Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 27.05.2013)


9. Сценарии развития


При анализе и выборе вариантов развития использованы критерии реалистичности, достигаемости, состояния ресурсной базы и прогнозируемых результатов реализации Стратегии.


Вариант 1 "консервативный"

┌══════════════════════════┬════════════════════════════════┬═════════════════════════════════┬══════════════‰
│     Сильные стороны      │         Слабые стороны         │           Возможности           │    Угрозы    │
├══════════════════════════┼════════════════════════════════┼═════════════════════════════════┼══════════════┤
│- стабильная экологическая│- охрана окружающей среды и     │- развитие природоохранной       │- непринятие  │
│обстановка в области;     │рациональное природопользование,│деятельности в основном          │дополнительных│
│- достаточная на областном│за исключением лесной отрасли,  │направлено на решение текущих    │мер по        │
│уровне законодательная    │не входит в число приоритетных  │проблем                          │снижению      │
│база;                     │направлений развития области;   │                                 │загрязнения   │
│- незначительные риски;   │- недостаток финансирования     │                                 │окружающей    │
│- сложившаяся система     │позволяет решать только текущие │                                 │среды ведет к │
│экологического            │проблемы;                       │                                 │обострению    │
│образования, просвещения  │- отсутствие эффективных        │                                 │экологических │
│населения и комплексного  │механизмов компенсации вреда,   │                                 │проблем       │
│мониторинга окружающей    │причиненного загрязнением       │                                 │              │
│среды                     │окружающей среды                │                                 │              │
└══════════════════════════┴════════════════════════════════┴═════════════════════════════════┴══════════════…


Вариант основывается на действующей базе и сложившихся предпосылках, без резких изменений, с малыми рисками. Деятельность направлена на решение текущих проблем, перспективные вопросы решаются слабо. Объемы финансирования природоохранных мероприятий сохраняются на сложившемся уровне.

Слабая сторона - медленные изменения, последствия могут быть ниже ожидаемых. Недостаток финансирования не позволяет реализовать природоохранные и геологоразведочные мероприятия в необходимом объеме. Из-за нехватки средств на строительство мусороперерабатывающих предприятий, полигонов твердых бытовых отходов и обустройство свалок не решается проблема предотвращения загрязнения территории муниципальных образований области бытовыми отходами. В связи с ограничением ассигнований на воспроизводство минерально-сырьевой базы сроки выполнения поисково-оценочных работ растягиваются на 2 - 3 года или переносятся на последующие годы.

Рост экономики при непринятии дополнительных мер по сокращению уровня негативного воздействия и накопленного экологического ущерба приведет к дальнейшему обострению экологических проблем. В целом "консервативный" сценарий не позволяет решить весь комплекс природоохранных задач.

Вариант 2 "прорывный, инновационный"

┌══════════════════════════┬════════════════════════════════┬═════════════════════════════════┬══════════════‰
│     Сильные стороны      │         Слабые стороны         │           Возможности           │    Угрозы    │
├══════════════════════════┼════════════════════════════════┼═════════════════════════════════┼══════════════┤
│- стабильная экологическая│- отсутствие инвестиционной     │- прогресс в развитии            │- возрастание │
│обстановка в области;     │привлекательности,              │природоохранной деятельности     │рисков из-за  │
│- достаточная на областном│экологического инновационного   │сдерживается из-за нехватки опыта│отсутствия    │
│уровне законодательная    │опыта и кадрового потенциала;   │и кадров в инновационной сфере   │инновационного│
│база;                     │- зависимость от возможностей и │                                 │опыта         │
│- устойчивое экономическое│желания собственников           │                                 │              │
│положение основных        │предприятий участвовать в       │                                 │              │
│"загрязнителей";          │инвестиционном процессе;        │                                 │              │
│- сложившаяся система     │- отсутствие инвестиционных     │                                 │              │
│экологического            │стимулов на федеральном уровне; │                                 │              │
│образования, просвещения  │- трудности в определении       │                                 │              │
│населения и комплексного  │приоритетов, так как            │                                 │              │
│мониторинга окружающей    │природоохранная деятельность не │                                 │              │
│среды                     │входит в число первоочередных   │                                 │              │
│                          │направлений развития области    │                                 │              │
└══════════════════════════┴════════════════════════════════┴═════════════════════════════════┴══════════════…


Вариант на основе инноваций, внедрения прогрессивных природоохранных технологий, технологического прорыва, активного привлечения инвестиций в природоохранную сферу, увеличения финансирования природоохранных мероприятий.

Слабая сторона - недостаточность экологического инновационного опыта, необходимого научного и инженерного потенциала, отсутствие инвестиционной привлекательности в сфере экологии, зависимость от возможностей и желания собственников предприятий участвовать в инновационном процессе, отсутствие инвестиционных стимулов на федеральном уровне. Трудность в определении приоритетов, так как природоохранная сфера не входит в число первоочередных направлений развития экономики области.

Вариант 3 "реалистичный"

┌══════════════════════════┬════════════════════════════════┬═════════════════════════════════┬══════════════‰
│     Сильные стороны      │         Слабые стороны         │           Возможности           │    Угрозы    │
├══════════════════════════┼════════════════════════════════┼═════════════════════════════════┼══════════════┤
│- позитивные тенденции    │- значительная дифференциация   │- концентрация усилий на "болевых│- риск        │
│развития экономики и      │городов и районов по уровню и   │точках";                         │увеличения    │
│бизнеса в целом;          │возможностям развития;          │- увеличение бюджетного          │негативного   │
│- целевое планирование    │- концентрация основных         │финансирования в объемах не менее│воздействия на│
│финансирования            │загрязнителей в 3-х крупных     │чем собираемые природоохранные   │окружающую    │
│природоохранных           │городах области;                │платежи;                         │среду в связи │
│мероприятий;              │- слабая заинтересованность     │- повышение эффективности        │с ростом      │
│- устойчивое финансовое   │частного бизнеса в участии в    │управления на уровне             │экономики в   │
│положение основных        │экологических проектах;         │муниципальных образований в связи│целом         │
│"загрязнителей";          │- отсутствие эффективных        │с передачей им полномочий в сфере│              │
│- поддержка               │механизмов компенсации вреда,   │охраны окружающей среды;         │              │
│природоохранной           │причиненного загрязнением       │- осуществление инвестиционных   │              │
│деятельности              │окружающей среды;               │проектов с экологической         │              │
│Правительством области;   │- отсутствие месторождений      │составляющей, в том числе        │              │
│- обеспеченность          │стратегических полезных         │осуществляемых на основе частно- │              │
│общераспространенными     │ископаемых                      │государственного партнерства;    │              │
│полезными ископаемыми;    │                                │- реализация принципа            │              │
│- сложившаяся система     │                                │"загрязнитель платит" и          │              │
│экологического            │                                │увеличение объемов собираемых    │              │
│образования, просвещения  │                                │природоохранных платежей как     │              │
│населения и комплексного  │                                │основного источника              │              │
│мониторинга окружающей    │                                │финансирования;                  │              │
│среды;                    │                                │- формирование имиджа "зеленого" │              │
│- наличие развернутой до  │                                │региона, развитие экологического │              │
│уровня муниципальных      │                                │туризма, так как 70% территории  │              │
│образований эколого-      │                                │области не подвержено сильному   │              │
│аналитической системы     │                                │антропогенному влиянию;          │              │
│"Кедр-регион"             │                                │- включение природоохранной      │              │
│                          │                                │деятельности в число приоритетов │              │
│                          │                                │развития области                 │              │
└══════════════════════════┴════════════════════════════════┴═════════════════════════════════┴══════════════…





Вариант, наиболее приемлемый по критерию реализуемости, основанный на "проектно-консервативном" сценарии Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2010 года и предусматривающий:

а) развитие бизнеса, создание для этого партнерских отношений между властью и бизнесом. Бюджетная поддержка в оптимальных размерах, необходимость "честных правил игры" и предсказуемости политики властей. Создание комфортного бизнес-климата для развития среднего класса, в том числе базы для проведения природоохранных мероприятий на основе частно-государственного партнерства;

б) осуществление ряда инвестиционных проектов, в том числе мегапроектов, в которых должна присутствовать и существенная природоохранная составляющая. Создание на областном уровне привлекательных условий для развития бизнеса, в том числе в сфере экологии. Мощный импульс к развитию производства, а следовательно, и решению природоохранных проблем.

Одним из перспективных направлений в сфере рационального использования природных ресурсов может быть развитие лесного кластера как крупной устойчивой совокупности предприятий лесного комплекса и связанных с ним перерабатывающих производств, особенно в западном, северном и восточном "коридорах развития".

Проблема оптимизации образования древесных отходов и увеличения объемов их переработки может быть решена при реализации новых проектов, ориентированных на глубокую переработку древесины, таких, как организация лесопильного производства и производства фанеры на новом предприятии в поселке Шексна, реконструкция лесоперерабатывающего производства в ЗАО "Суда" Бабаевского района, организация лесопильного производства в ООО "Вытегорский лесозавод", создание деревообрабатывающего предприятия в городе Никольске, предприятий по производству топливных брикетов и гранул в городах Соколе, Великом Устюге, селе Верховажье и др.

Анализ рассмотренных вариантов развития с учетом преобладания сильных сторон и возможностей, прогнозируемого привлечения дополнительных финансовых ресурсов позволяет сделать вывод о выборе наиболее приемлемого 3 варианта, который предусматривает реализацию мероприятий и обеспечивает достижение намеченных результатов.

Объем доступного финансирования для осуществления природоохранных мероприятий зависит от приоритетов направления и расходования бюджетных средств, величины собираемых доходов и привлечения средств внешних инвесторов. Размер получаемых доходов от платежей за негативное воздействие на окружающую среду зависит от объемов загрязнения, ставок платежей и их собираемости. В данном варианте расчета приняты следующие положения:

объемы загрязнения окружающей среды не претерпят существенных изменений;

ставки платежей и налогов будут изменяться в соответствии со среднегодовым темпом инфляции с шагом в один год;

уровень собираемости экологических платежей и налогов повысится с 70 до 80 - 85%;

бюджетное финансирование природоохранных мероприятий и геологоразведочных работ увеличится к уровню 2007 года не менее чем в 2.2 раза.