1.1. Общая характеристика ситуации в отрасли
Цель рыбохозяйственной деятельности - получение прибыли, создание условий для занятости населения и обеспечение жителей области рыбной продукцией.
В водоемах и реках обитает более 60 видов рыб. Основные промысловые виды - лещ, корюшка, ряпушка, плотва, синец, судак, щука, окунь. В водоемах области обитают ценные виды рыб: стерлядь, нельма, форель, лосось, палия.
Рыбохозяйственный водный фонд области включает 662.3 тыс. га водных объектов. На территории области свыше четырех тысяч озер, водохранилищ и других искусственных водоемов общей площадью 552.2 тыс. га, из них 470 тыс. га приходится на крупные водоемы - озера Белое, Воже, Кубенское, Онежское и водохранилища Рыбинское и Шекснинское. Общая протяженность рек и ручьев составляет около 70 тыс. км (110.1 тыс. га).
Общее количество водных биологических ресурсов в водных объектах области, являющихся государственной собственностью, составляет около 40 тыс. тонн единовременной потребительской стоимостью около 1300 млн. рублей, 4 тыс. тонн - естественный годовой прирост, ежегодно можно добывать 3.0 - 3.5 тыс. тонн водных биоресурсов.
Вылов рыбы на водных объектах Вологодской области в последние годы стабилизирован на уровне 1600 - 1800 тонн.
Выращивание товарной рыбы осуществляется в пос. Кадуй на теплых водах пруда-охладителя и сбросного канала Череповецкой ГРЭС (на полносистемном Кадуйском рыбоводном хозяйстве садкового типа). На предприятии идет непрерывный рыбоводный процесс от получения молоди до выращивания товарной рыбы и производителей. С 1990-х годов рыбоводное хозяйство сориентировано на преимущественное выращивание осетровых видов рыб. Также на предприятии выращивается карп и канальный сом. Кроме традиционного выращивания товарной рыбы предприятием освоено новое направление - получение черной икры от осетровых рыб.
Рыбное хозяйство области обеспечивает работой около 900 человек. На водоемах области промышленное рыболовство осуществляют 107 предприятий и предпринимателей. В области около 200 тыс. рыболовов-любителей, для 40 тыс. жителей области рыболовство является одним из основных источников существования.
Рыбохозяйственные водоемы испытывают негативный пресс антропогенной деятельности. Загрязнение водоемов, использование их для судоходства, водозабора наносят значительный ущерб водным биоресурсам, вызывая, в первую очередь, снижение численности ценных видов рыб.
Необходимо определить, что рыбное хозяйство - это не только и не столько добыча и реализация рыбы, в настоящее время это целостная система, целями и задачами которой является как получение ценных пищевых продуктов, так и выполнение мер по научному обеспечению рыбохозяйственной деятельности, предотвращению деградации водных экосистем, проведение воспроизводственных и охранных мероприятий, обеспечение здоровья и занятости населения.
Перспективы развития рыбного хозяйства в значительной мере зависят от общих тенденций развития экономики, экологической обстановки в области, понимания значения и приоритетности в экономике области отраслей, использующих возобновляющиеся природные ресурсы, а также от решения правовых и экономических проблем эффективного управления водными биоресурсами, их охраны и воспроизводства.
Существование рыбного хозяйства возможно только в условиях определения пользователей рыбопромысловыми участками, внедрения долгосрочной аренды водоемов, научного обеспечения, эффективного государственного управления, неистощительного использования и жесткого контроля за качеством среды и использованием рыбных ресурсов.
В настоящее время:
Федеральным агентством по рыболовству утверждены Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (к которому относится большинство водных объектов Вологодской области) и Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (к которому относятся водные объекты Череповецкого района);
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 24.06.2013 N 636)
в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" управлением рыболовства области подготовлены перечни рыбопромысловых участков по всем водным объектам. Перечни рассмотрены на рыбохозяйственных советах, одобрены комиссией Федерального агентства по рыболовству, прошли процедуру согласования в Минсельхозе России и утверждены управлением рыболовства области;
Правительством Российской Федерации разрабатывается документация по проведению конкурсов на предоставление рыбопромысловых участков пользователям водными биоресурсами. Предусматривается передача рыбопромысловых участков в долгосрочное (до 20 лет) пользование в целях промышленного рыболовства и рыбоводства, а также для организованного любительского рыболовства.
Ключевые проблемы отрасли:
отсутствие на водоемах пользователей рыбопромысловыми участками. Конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловыми участками будут проводиться только во второй половине 2008 года (после определения Правительством Российской Федерации организатора конкурсов, порядка организации и проведения конкурсов). Инвестиционные планы могут появиться только после определения пользователей рыбопромысловыми участками;
с сентября 2007 года начата реорганизация отрасли. С началом административной реформы (с 2005 года) ликвидированы Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (далее - Госкомрыболовство России) и территориальные инспекции рыбоохраны. Полномочия Госкомрыболовства России разделены между Федеральным агентством по рыболовству и Россельхознадзором. В настоящее время (в сентябре 2007 года) вновь создано Госкомрыболовство России. Структура управления отраслью в настоящее время не определена. В области отсутствуют территориальные подразделения Госкомрыболовства России;
излишняя централизация управления отраслью. Основные полномочия осуществляются федеральными органами. Полномочия субъекта Российской Федерации в сфере рыболовства минимальные;
неурегулированность федерального законодательства. Законодательно не установлен конкретный перечень полномочий субъектов Российской Федерации в сфере организации и регулирования рыболовства, охраны и использования водных биоресурсов. В целях реализации Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительством Российской Федерации и Госкомрыболовством России должны быть разработаны и приняты (утверждены) более 30 нормативных правовых актов;
Стратегия развития отрасли в Российской Федерации в условиях начинающейся реорганизации отрасли и незавершенности разработки нормативно-правовой базы отрасли по пресноводным водным объектам отсутствует.
1.2. Анализ внешних условий, влияющих на отраслевое развитие (российские и региональные тенденции развития как внешние условия развития)
Проблемой является несовершенство федерального законодательства в сфере рыболовства. В настоящее время законодательство по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов основывается на двух федеральных законах:
от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с последующими изменениями), который устанавливает полномочия практически только федеральных органов исполнительной власти. Нормы закона регламентируют отношения в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в первую очередь, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в отношении использования и охраны ценных анадромных, катадромных, трансграничных и далеко мигрирующих видов рыб;
от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями), который устанавливает общие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации, регулированию рыболовства и охране водных биологических ресурсов внутренних вод, за исключением занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных, катадромных, трансграничных видов рыб.
Несогласованность норм названных федеральных законов приводит к тому, что невозможно определить конкретные полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении управления рыболовством и водными биологическими ресурсами внутренних водоемов.