Настоящая Стратегия имеет целью выполнение проводимой в Российской Федерации реформы в сфере совершенствования земельных отношений через создание современной системы кадастра, регистрации прав, вовлечения земли и недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, превращения земельной собственности в реальный финансовый актив, содействующий развитию рыночной экономики.
Развитие земельных отношений - составляющий фактор развития экономики как Вологодской области, так и Российской Федерации в целом. Актуальность развития земельных правоотношений продиктована необходимостью упорядочения способов распоряжения земельными участками, в том числе необходимостью совершенствования действующего законодательства.
Программной основой совершенствования земельных отношений стали основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, принципы, основные направления и стратегию государственной политики в сфере земельных отношений.
Стратегической целью государственной политики, реализуемой как Российской Федерацией в целом, так и ее субъектами в области регулирования и реформирования земельных отношений, является обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития, а также обеспечение устойчивого экономического роста области путем обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами области.
На настоящем этапе экономического развития основным направлением земельной реформы является создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот земли как объекта права собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве.
Государственная земельная политика - это целостная система мер правового, экономического и информационного характера, задачей которой является обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества и рационального использования земельных ресурсов области.
Государственная земельная политика основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах области и органов местного самоуправления и является составной частью экономической и социальной политики области.
Процесс реформирования земельных отношений сталкивается со значительными трудностями и проходит недостаточно интенсивно. На первых этапах реализации земельной реформы основной причиной таких трудностей являлось отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. На современном этапе правовое регулирование земельных отношений определено. Следующим должен стать этап совершенствования нормативной правовой базы.
Планомерная и системная реализация земельной политики на территории области предусматривает достижение следующих целей:
совершенствование областного земельного законодательства, реализация положений федерального законодательства;
участие в создании на территории области единого информационного ресурса (общая "электронная карта области") для планомерной и последовательной реализации политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости;
вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот, обеспечение возможности гражданского оборота единых объектов недвижимости, оптимизация финансовой составляющей рынка земли; реализация принципа единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости;
учет интересов области и муниципальных образований при реализации положений федерального и областного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения с целью создания благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства и сохранения земель сельскохозяйственного назначения.