1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
493.6 | 696.7 | 729.0 | 817.6 | 915.8 | 1012.3 | 1123.4 | 1653.3 | 2068.3 | 2864.6 |
У жителей Великоустюгского района благодаря реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" появилась возможность получить образование в сфере туристского, гостиничного и ресторанного обслуживания в средних учебных заведениях Великоустюгского района и в высших учебных заведениях области.
Активное развитие получили межрегиональные и международные связи проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Руководители 52 субъектов Российской Федерации поддержали идею проекта, еще в 11 регионах проект инициировал новые туристские бренды: "Резиденция Деда Мороза в Кузьминском лесу", "Кострома - родина Снегурочки", "Олонецкие игры Дедов Морозов", "Зима начинается в Якутии", "Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек", "Архангельск - родина Снеговика", "Имение матушки Зимы", "Кукобой - родина Бабы Яги", "Сагаан Убугун", "Жигулевская Снегурочка", "Нижегородский купец Афанасий".
Устойчивые организационные связи сложились и с международными партнерами: "Деревня Санта Клауса в Рованиеми" (Финляндия), "Томтеленд" (Швеция), "Всегерманский чемпионат Вайнехтсманов" (Германия), "Имение Святого Николая" (Украина), "Белорусский Дед Мороз" (Белоруссия), "Фестиваль зимних волшебников" (Киргизия). Взаимодействие сказочных персонажей постепенно превращается в общественный институт, способствующий развитию межнациональных и межгосударственных отношений.
Проект инициировал новые российские традиции. Ежегодно начиная с 2001 года в преддверии Нового года российский Дед Мороз совершает Большое Новогоднее путешествие по городам России и близлежащим странам. Дед Мороз из Великого Устюга уже посетил более сотни городов и поселков от дальневосточного Оймякона до западного Калининграда, от северного Мурманска до южного Сочи. Самые яркие и зрелищные мероприятия традиционно проходят в Санкт-Петербурге и Москве. Зарубежные визиты зимнего волшебника прохода в Венгрии, Финляндии, Франции, Швеции, Латвии, Великобритании, Китае, Южно-Африканской Республике и Антарктиде. Во всех странах и городах Деда Мороза как уважаемого представителя российской культурной жизни принимают на высшем уровне.
Новой яркой российской традицией с 2005 года стала акция "День рождения Деда Мороза", ежегодно проходящая 18 ноября в Великом Устюге, собирающая большое количество гостей и активно освещаемая в средствах массовой информации.
Особые дружеские связи установились и с российской космической отраслью. Традиционная акция "Космическое послание Деда Мороза" не имеет аналогов в мире и подтверждает первенство России в космосе. Ежегодно в конце декабря в Центре управления полетами имени С.П. Королева при участии российского Деда Мороза проходят сеансы прямой связи с экипажами экспедиции международной космической станции "Мир".
Проведение международных и межрегиональных акций наглядно демонстрирует консолидирующие возможности российского Деда Мороза по организации единого праздничного действия, объединяющего детей и взрослых в стремлении к добру, справедливости и волшебству.
На базе проекта активно развиваются молодежные инициативы. Стали традиционными социально-культурные программы и фестивали. Важное направление деятельности проекта касается физической культуры и спорта. Ежегодно в дни школьных каникул проводятся межрегиональные юношеские турниры по волейболу, мини-футболу, лыжному марафону на приз Деда Мороза. А сам зимний волшебник претендует на право стать символом зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
В августе 2007 года Дед Мороз покорил Эльбрус, поднявшись на высочайшую вершину Европы (5624 метра), где были установлены флаги Москвы, Вологодской области и штандарт российского Деда Мороза. В декабре 2008 года Дед Мороз совершил экспедицию на южный полюс земли - в Антарктиду, где встретился с российскими и индийскими полярниками.
Существенная роль проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" заключается в том, что на рубеже XX и XXI веков российский Дед Мороз сумел отстоять свое право на существование перед навязываемой Западом традицией католического рождества с Санта-Клаусом в виде обязательного атрибута. В общественном сознании Дед Мороз остался исконно российским персонажем, наделенным мудростью и величием предков, а Санта Клаус воспринимается лишь как юмористический персонаж американской культуры.
4.2. Основные цели и структура проекта
Миссия проекта - консолидация общества вокруг традиционных национальных и общечеловеческих ценностей через образ Деда Мороза - символ добра, мудрости и справедливости.
Основные цели проекта:
1. Развитие и продвижение образа российского Деда Мороза как российского бренда - устойчивого мирового положительного стереотипа о России и Вологодской области.
2. Экономическая и организационная реализация проекта как уникального, саморазвивающегося, конкурентоспособного, самодостаточного продукта.
В структуре проекта можно выделить 5 взаимосвязанный составных частей:
1) дальнейшая разработка и продвижение образа российского Деда Мороза в качестве национального символа - "бренда" России (коммуникационная стратегия (информационный блок);
2) развитие, популяризация и пропаганда российской национальной культуры (блок развития культуры и образования);
3) организация приема и обслуживания туристов. Создание развитой туристской инфраструктуры. Подготовка профессиональных кадров для работы в туристском бизнесе Вологодской области (блок развития туризма);
4) разработка, регистрация и продвижение фирменного стиля проекта (в том числе торговой марки). Продвижение на рынке соответствующих проекту товаров и услуг. Развитие экономики восточных районов Вологодской области (экономический блок);
5) создание благоприятного социального климата, реализация традиционных социальных программ, в том числе "Почта Деда Мороза" и программ содействия воспитанию подрастающего поколения (блок социальных программ).