Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 года N 37

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА "ВЕЛИКИЙ УСТЮГ - РОДИНА ДЕДА МОРОЗА" ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 07.12.2012 N 1431, от 05.08.2013 N 799)


В целях дальнейшей реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" Правительство области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" до 2020 года.

2. Департаменту международных, межрегиональных связей и туризма области (Д.Е. Зайцев) принять меры к реализации Стратегии развития проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" до 2020 года.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 07.12.2012 N 1431)

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области А.В. Кожевникова.

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 февраля.

Справку об исполнении постановления представить к 1 февраля 2021 года.

(п. 3 в ред. постановления Правительства Вологодской области от 05.08.2013 N 799)

По поручению Губернатора области
первый вице-губернатор области
Н.В.КОСТЫГОВ






Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 25 января 2010 года N 37

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА "ВЕЛИКИЙ УСТЮГ - РОДИНА ДЕДА МОРОЗА" ДО 2020 ГОДА


В настоящее время существенное влияние на развитие России в целом и российского туризма как отрасли экономики оказывают сложившиеся стереотипы. В ряде стран Россия до сих пор ассоциируется с "медведями, ходящими по улицам городов", "сильными морозами", "водкой" и "балалайкой". Среди самих россиян существует мнение о низком качестве российского сервиса, неосознанно поддерживаемое некоторыми средствами массовой информации. Все это снижает привлекательность России как места вложения инвестиций и как страны, интересной с точки зрения туризма.

Воздействовать на сложившиеся стереотипы можно только путем внедрения новых стереотипов или "брендов". Одним из таких брендов, положительно воздействующим на имидж России, должен стать "Российский Дед Мороз".

Традиционно Дед Мороз ассоциируется в сознании с понятиями "добро", "справедливость" и "милосердие". Именно к нему тысячи детей со всей России направляют свои просьбы. Большая часть этих писем - обращение к сказочному герою как к живому волшебнику, способному помочь в трудный момент. Именно этим обстоятельством обусловлена реализация социального аспекта проекта.

Значимым проектом, трансформировавшимся из гуманитарного регионального в социокультурный проект федерального уровня, является совместно реализуемый Правительством Москвы и Правительством Вологодской области проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Географическое расположение района и области в европейской части России позволяет включить в зону интересов проекта обширные территории как России, так и Западной Европы.

Проект несет в себе также экономическую составляющую и представляет собой вариант выгодного освоения территории на основе создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационного бизнеса.

В процессе реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" планируется развитие как традиционных видов туристского продукта, так и уникального продукта - посещение вотчины, Дворца Деда Мороза, зрелищного комплекса "Тропа сказок", зоосада Деда Мороза, обучение туристов изготовлению новогодних сувениров в мастерской Деда Мороза, заказ подарка от Деда Мороза и т.д. Разработан перспективный план развития вотчины, включающий в себя мероприятия по строительству, ремонту и реконструкции объектов инфраструктуры.


1. Резюме


Проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" основан в ноябре 1998 года и задуман как глобальный мегапроект. Авторами идеи выступили мэр Москвы Ю.М. Лужков и Губернатор Вологодской области В.Е. Позгалев.

Миссия проекта заключается в создании фрагмента национальной идеи, утверждении национального самосознания российского народа, консолидации общества вокруг традиционных национальных и общечеловеческих ценностей через образ Деда Мороза - символ добра, надежды, мудрости и справедливости.

Проект сочетает в себе и воспитательные, и экономические задачи: укрепление семейных традиций, воспитание детей на основе идеологии добра и справедливости, оказание адресной социальной помощи, сохранение культурного наследия и природного потенциала Русского Севера, возрождение малых городов России посредством увеличения туристских потоков и развития соответствующей инфраструктуры, комплексное развитие экономики Вологодской области.

Проект нашел поддержку у более 50 регионов Российской Федерации, а также одобрен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным.

<"Дед Мороз - наш национальный бренд. Мне кажется, неплохо, что мы стали продвигать этот символ. И продвигать его по самым разным направлениям. Это добрая, хорошая тема, объединяющая людей. К тому же она несет здоровье." Д.А. Медведев, 11 января 2008 года, г. Мурманск.>

Город Великий Устюг расположен на востоке Вологодской области на расстоянии 457 км от областного центра - города Вологды. Великоустюгский район занимает площадь 7.7 тыс. кв. км (или 5% от общей площади области).

В рамках проекта динамично развиваются различные направления туристской деятельности: экскурсионно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный, деревенский туризм.

Турпродукт проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" включает предоставление следующих услуг:

- посещение вотчины Деда Мороза, включая "Тропу сказок" и дом Деда Мороза;

- посещение городской резиденции Деда Мороза и почты Деда Мороза;

- обзорную или тематическую экскурсию по городу;

- посещение выставки "Новогодняя игрушка";

- посещение музея и церквей города;

- мастер-классы, игровые, танцевальные и развлекательные программы, производственные экскурсии: "Красавинский льнокомбинат", "Великоустюгские узоры".

Туристский поток в 2009 году составил 205 тыс. человек, увеличившись на 8% по сравнению с предыдущим годом и в 68 раз по сравнению с 1998 годом.

Основной сегмент потребителей - это семьи с детьми. Потенциальная туристская емкость составляет порядка 500 тыс. человек в год.

В целом за период 1998 - 2008 годов в развитие проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" вложено порядка 1.5 млрд. рублей из различных источников финансирования.


Туристский поток, тыс. чел.*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


 2. Предпосылки создания проекта


В 1999 году зарегистрирован товарный знак "Великий Устюг - Дед Мороз", право на который принадлежит ОАО "Дед Мороз". В 2000 году был разработан стратегический план проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Идея создания подобного документа возникла неслучайно и явилась результатом экономически и социально обоснованного, творческого, а, самое главное, объективно необходимого в сложившихся условиях подхода к перспективному развитию района.

В стратегическом плане были определены основные цели проекта, имеющие как социальную направленность, так и экономическую. Достижение социальных целей осуществляется в основном за счет привлечения бюджетных средств, а экономических - как за счет бюджетных, так и за счет привлеченных внешних и внутренних инвестиций.

К целям, ориентированным на экономический эффект, относятся следующие цели стратегического плана проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза":

создание устойчиво конкурентоспособного на мировом рынке сбыта туристского продукта, его поддержание и развитие;

развитие внутреннего туризма, создание туристской инфраструктуры и уникального турпродукта;

возрождение, развитие народных промыслов, в том числе как части национальной культуры;

создание положительного примера возрождения малых городов России за счет их уникальности ("изюминки").

Поэтапное достижение намеченных целей позволяет не только успешно реализовать проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза", но и значительно повысить уровень социально-экономического развития Великоустюгского района. Появились новые рабочие места, развивается инфраструктура города: обновляется исторический центр, строятся дороги, гостиницы и предприятия общественного питания, открываются новые магазины, торгово-выставочные центры и супермаркеты, появились сотовая связь и услуги такси.

В период с 2000 по 2009 годы достигнуты следующие цели:

1. Развитие и утверждение обновленной традиции встречи Нового года.

2. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, воспитание стремления к сохранению и преумножению культурно-исторического наследия.

3. Оказание помощи в решении проблем детства и семьи.

4. Стимулирование экономического развития северных регионов России.

5. Организация с помощью товарного знака проекта продвижения на рынке продукции лучших российских товаропроизводителей.

Решены следующие задачи:

Разработан и проводится комплекс круглогодичных праздников с участием Деда Мороза <1>.

     ________________

<1> Календарь основных событий проекта приведен в приложении к Стратегии.

Основное внимание при проведении мероприятий проекта уделялось вопросам укрепления семейных традиций и воспитательной работе с детьми.

Разработана структура эффективной адресной социальной помощи детям, в первую очередь, сиротам и детям-инвалидам.

К решению социальных задач проекта привлечены несколько крупных благотворительных организаций и спонсоры.

Основным недостатком реализации проекта на первом этапе (с 1998 по 2009 годы) является его низкая информационная составляющая. Эффективность освещения событий проекта и его социальных инициатив остается недостаточной.


3. SWOT-анализ факторов развития проекта


Таблица 1

┌════════════════════════┬════════════════════════┬════════════════════════┬════════════════════════‰
│    Сильные стороны     │     Слабые стороны     │      Возможности       │         Угрозы         │
├════════════════════════┼════════════════════════┼════════════════════════┼════════════════════════┤
│1. Наличие в районе     │1. Особенности умеренно-│1. Оптимизация детского │1. Наличие конкуренции  │
│уникальных памятников   │континентального климата│отдыха и общения,       │со стороны других       │
│истории и культуры,     │(короткое лето и        │создание условий для    │туристских центров      │
│богатого природного     │продолжительная зима),  │воспитания детей нового │России, а также ближнего│
│потенциала.             │зависимость от          │поколения на базе       │и дальнего зарубежья.   │
│2. Желание сельских     │сезонности.             │всероссийского детского │2. Потеря               │
│поселений района        │2. Ограниченная         │центра "Планета         │потребительского        │
│участвовать в развитии  │транспортная            │детства".               │интереса к проекту в    │
│туризма.                │доступность.            │2. Привлечение          │связи с низким уровнем  │
│3. Наличие исконно      │3. Невысокий уровень    │инвесторов с целью      │предлагаемых услуг      │
│устюгских народных      │профессиональной        │развития туристской и   │                        │
│промыслов ("чернение по │подготовки кадров в     │транспортной            │                        │
│серебру", "резьба по    │сфере туризма.          │инфраструктуры.         │                        │
│бересте", "мороз по     │4. Невысокий уровень    │3. Развитие индустрии   │                        │
│жести", "великоустюгская│развития индустрии      │отдыха и развлечений в  │                        │
│финифть").              │развлечений.            │результате строительства│                        │
│4. Широкий спектр видов │5. Недостаточное        │Дворца Деда Мороза и    │                        │
│туризма в районе        │рекламно-информационное │Ледового центра.        │                        │
│(историко-              │продвижение всесезонного│4. Создание             │                        │
│познавательный,         │туристского продукта    │дополнительных рабочих  │                        │
│развлекательный,        │                        │мест.                   │                        │
│деревенский, спортивный,│                        │5. Эффективное          │                        │
│экологический,          │                        │управление брендом "Дед │                        │
│экстремальный).         │                        │Мороз".                 │                        │
│5. Распространение      │                        │6. Развитие             │                        │
│бренда "Дед Мороз",     │                        │конкурентоспособного    │                        │
│признание проекта в     │                        │сувенирного             │                        │
│России и за рубежом     │                        │производства.           │                        │
│                        │                        │7. Применение новейших  │                        │
│                        │                        │информационных          │                        │
│                        │                        │технологий при          │                        │
│                        │                        │продвижении турпродукта │                        │
│                        │                        │проекта                 │                        │
└════════════════════════┴════════════════════════┴════════════════════════┴════════════════════════…




  4. Анализ реализации и структура проекта


4.1. Анализ реализации проекта

Спектр источников финансирования проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" практически в равной мере охватывает как бюджетные средства, так внешние инвестиции. В целом за период 1998 - 2008 годов в развитие проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" вложено порядка 1.5 млрд. руб. (таблица 2).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»