Действующий

О ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 28.11.2013)


 5. Повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований области


Одной из первоочередных задач является обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Решение этой задачи предполагает обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, достаточными для решения вопросов местного значения, реализацию мер, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, а также создание стимулов для проведения органами местного самоуправления ответственной и эффективной бюджетной политики и повышения уровня финансового менеджмента.

В настоящее время межбюджетные трансферты из областного бюджета местным бюджетам предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидий, субвенций в целях финансового обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Российской Федерации и области, а также иных межбюджетных трансфертов, включая дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований области.

В области проводится взвешенная политика по укреплению доходной базы местных бюджетов, благодаря чему обеспечивается стабильный рост доходов местных бюджетов. Однако переход на среднесрочное бюджетное планирование и внедрение программно-целевых принципов бюджетного планирования на местном уровне невозможны без высокой степени определенности в отношении основных доходных источников, одним из которых являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области.

Для решения этой проблемы необходима разработка формализованных подходов к определению общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области. Для этого потребуется оценить сбалансированность местных бюджетов и нагрузку на областной бюджет в случае различных подходов к оценке общего объема межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и выбрать вариант, наилучшим образом отвечающий решению задачи повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований области.

Субсидии из областного бюджета играют существенную роль в финансовом обеспечении расходных обязательств местных бюджетов. В 2011 году они составляют 53.8% общего объема межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из областного бюджета местным бюджетам. Общее число субсидий составляет 41, из которых 31 субсидия предоставляется в рамках реализации целевых программ, общее число которых, в свою очередь, насчитывает порядка 80. Часть средств передается в бюджеты муниципальных районов и городских округов без указания конечной социально значимой цели, на достижение которой они направлены.

Для того чтобы переориентировать механизм субсидирования на решение приоритетных задач бюджетной политики, необходимо распространить на сферу межбюджетных отношений в части предоставления целевой финансовой помощи программно-целевые методы бюджетного планирования и бюджетирования. Это потребует включить бюджетные ассигнования областного бюджета на предоставление субсидий муниципальным образованиям области в соответствующие государственные программы области, сформулировать цели этих расходов и утвердить измеримые показатели результатов предоставления субсидий. Эффективность предоставления субсидий должна оцениваться исходя из достижения конкретного социально-экономического эффекта в соответствующей сфере или иных показателей, характеризующих эффективность и качество предоставления муниципальных услуг.