4.1. Создание комплексной системы осуществляется с учетом следующих принципов:
принцип законности: строгое соответствие деятельности по обеспечению безопасности действующим законодательным и правовым актам Российской Федерации, нормам международного права и другим нормам в области обеспечения безопасности личности и государства;
принцип иерархичности: многоступенчатость комплексной системы и выделение уровней управления в ней;
принцип приоритетности: первоочередное решение проблем безопасной и благоприятной жизни каждого человека в ходе социально-экономического развития общества путем максимально возможного снижения вероятности возникновения ЧС;
принцип универсальности: управляющее воздействие на весь спектр возможных опасностей и угроз, характерных для региона;
принцип регламентирования: разработка и строгое соблюдение определенных правил, положений, инструкций, нормативов;
принцип разумной достаточности: система основывается на признании приемлемого риска, ниже которого оптимизация мероприятий по повышению безопасности жизнедеятельности населения нецелесообразна, а также на максимальном использовании существующих систем (элементов) защиты объектов;
принцип непрерывности: отсутствие в работе комплексной системы перерывов при решении возложенных на систему функциональных задач;
принцип социальной направленности: соответствие политики по обеспечению безопасности уровню социально-экономического состояния территории и степени возможных опасностей, обеспечение социально-психологического восприятия населением политики по обеспечению его безопасности.
4.2. Решение целей и задач комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области достигается с помощью:
мониторинга окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, прогнозирования ЧС природного характера, состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов, прогнозирования техногенных ЧС и комплексного анализа состояния безопасности;
автоматизации процессов мониторинга, прогнозирования, принятия решений, контроля и информационного взаимодействия между структурными элементами, входящими в систему комплексной безопасности;
учета опыта функционирования существующих систем безопасности, который предусматривает его детальный анализ и выявление как положительных, так и отрицательных сторон деятельности по обеспечению комплексной безопасности;
обеспечения безопасности информационного обмена путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам;
организации взаимодействия между субъектами обеспечения безопасности как внутри комплексной системы, так и вне ее;
своевременного оповещения и информирования субъектов обеспечения безопасности и населения о прогнозируемых и возникших ЧС, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганды в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
4.3. Критериями приемлемости технических решений являются частота (вероятность, риск) возникновения и величина ущерба ЧС (масштабы негативных последствий). Эти показатели определяются параметрами источников ЧС и характеристиками объектов поражения (человек, объект техносферы и окружающая среда).