4.1. Стратегической целью развития информационного общества в области как субъекте Российской Федерации является декомпозиция цели, заявленной в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с учетом особенностей развития области, а именно повышение качества жизни населения области, обеспечение конкурентоспособности области, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер общества, повышение эффективности системы государственного управления и местного самоуправления на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Для успешного достижения поставленной цели необходима концентрация усилий на обеспечении высокой результативности и эффективности применения ИКТ для гарантированного получения планируемых социально-экономических эффектов взамен приоритета достижения количественных показателей, характеризующих уровень доступности и интенсивности использования средств ИКТ.
Достижение заявленной цели требует фокусирования усилий на инициировании и реализации мероприятий, результатом которых станет позитивное влияние на основные составляющие качества жизни: экономическое благосостояние, комфортная и безопасная социальная среда.
Экономическое благосостояние населения зависит от общего состояния экономики области; комфортность среды определяется качеством образования, медицинского обслуживания, уровнем социальной защиты, состоянием и доступностью культурной среды, качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства и государственных услуг. Безопасность в информационном обществе определяется уровнем информационной безопасности и состоянием общей безопасности жизнедеятельности.
Все эти составляющие качества жизни напрямую зависят как от доступности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий - основного ресурса повышения эффективности и результативности всех видов деятельности, так и от качества государственного управления, обеспечивающего наличие функций, создающих условия и стимулы для успешного развития информационного общества и достижения его целей, а также оказание государственных услуг, непосредственно влияющих на качество жизни граждан.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной стратегической цели, относятся:
развитие информационного общества и построение электронного правительства области;
повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг для населения области;
создание условий для опережающего развития экономики области на основе эффективного использования ИКТ;
совершенствование информационного пространства и ИКТ-инфраструктуры области для дальнейшего развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества за счет широкого применения ИКТ.
4.2. Принципы реализации Стратегии
Для обеспечения достижения поставленных целей и решения задач развития информационного общества в Вологодской области при реализации настоящей Стратегии необходимо руководствоваться следующими принципами:
первоочередная ориентация на решение приоритетных задач социально-экономического развития региона на основе эффективного применения ИКТ как катализатора и инструмента оптимизации административных и бизнес-процессов;
улучшение институциональных условий для развития при минимальном прямом регулировании;
поддержка региональных производителей ИКТ-продукции и услуг;
использование инструментов партнерства государства, бизнеса и гражданского общества;
обязательность централизованной координации и применения программно-целевых методов реализации Стратегии;
учет уровня и специфики развития компонентов информационного общества на территории муниципальных образований, в том числе городских и сельских поселений.
4.3. Факторы развития информационного общества
В качестве основных факторов развития информационного общества выделяются следующие:
1. Концентрация на приоритетных задачах развития Вологодской области. Развитие информационного общества не должно быть самоцелью, но оно является инструментом решения актуальных задач повышения качества жизни граждан, развития экономики, образования, здравоохранения, культуры и других сфер жизни области на основе эффективного использования ИКТ.
2. Сильное политическое лидерство. Одновременно с оказанием приоритетной экономической и организационной поддержки реализации Стратегии руководители области должны регулярно и публично демонстрировать свою приверженность целям информационного общества для создания необходимой мотивации остальных участников процессов развития.
3. Создание добавленной ценности. Каждое из решений, планируемых, создаваемых и используемых в рамках программ и проектов развития информационного общества, должно быть более качественным и полезным в сравнении с тем, на смену или в дополнение к которым оно приходит.
4. Наличие первоначального финансирования. Развитие информационного общества требует масштабных организационных и технических преобразований, что требует инвестирования значительных финансовых ресурсов на начальных этапах. Однако создаваемые в процессе развития организационно-технические решения должны вести к снижению операционных издержек и появлению новых источников доходов, что снижает потребность в бюджетном финансировании дальнейших этапов.
5. Эффективная межведомственная и межуровневая координация. Развитие информационного общества является сложной межведомственной и межуровневой задачей, требующей координации действий множества организаций. Такая координация возможна лишь при наличии организационной структуры, обладающей необходимыми компетенциями и достаточными полномочиями.
6. Наличие и доступность необходимой инфраструктуры. Необходимым (но недостаточным) условием результативной и экономически эффективной реализации организационных и технических решений информационного общества является наличие и доступность единой ИКТ-инфраструктуры, к которой относятся каналы связи, информационные и вычислительные ресурсы, системы идентификации, стандарты.
7. Адекватная правовая база. Нормативная правовая база должна стимулировать органы государственной и муниципальной власти, бизнес и граждан к достижению социально-экономических целей информационного общества и за счет своего опережающего развития своевременно устранять барьеры на пути к ним.
8. Вовлечение граждан. Недостаточное вовлечение граждан в процессы планирования, реализации и оценки результатов развития информационного общества приводит к росту рисков принятия ошибочных (не в интересах граждан) управленческих решений, росту противодействия процессам реализации Стратегии, а также неадекватной оценке результатов и недостижению целей развития информационного общества.