Главными направлениями транспортной сети города Белгорода в настоящее время являются два пересекающихся диаметра - меридиональный - ул. Б.Хмельницкого - ул. Щорса и широтный - пр. Славы - ул. Волчанская.
В меридиональном направлении формируется второй магистральный диаметр, включающий пр. Ватутина - ул. Победы - ул. Белгородского полка.
Широтными магистральными направлениями являются ул. Студенческая в северной части города и ул. Губкина - Михайловское шоссе в южной части города. Оба направления связывают центральную и южную часть города с восточным промрайоном.
Кроме вышеназванных магистральных улиц и дорог общегородского значения в центральной части города магистральными улицами являются Белгородский проспект, ул. Преображенская, ул. Н.Чумичова, ул. Попова; а в южной части города - ул. Костюкова, Королева, Красноармейская - ул. Магистральная; в восточном районе - ул. Корочанская, К.Заслонова и Северо-восточная объездная дорога.
Вводами основных внешних автодорог в город являются:
- ул. Б.Хмельницкого - ввод автодороги федерального значения Москва - Симферополь с северного направления;
- ул. Магистральная - ул. Красноармейская - ввод федеральной автодороги с южного направления;
- пр. Славы - ввод основной территориальной автодороги Белгород - Томаровка - ул. Волчанская - ввод основной территориальной автодороги Белгород - Шебекино;
- ул. Щорса - ввод территориальной автодороги Белгород - Никольское.
Наибольшая нагрузка на магистральную сеть приходится в центральной части города. Интенсивность движения на наиболее нагруженных перекрестках с каждого направления - пр. Б.Хмельницкого - пр. Славы и ул. Белгородского полка - ул. Волчанская - достигает 1,0 - 1,3 тыс. автомобилей в час на подходах к перекресткам.
Концентрация автомобильных потоков в центральной части города связана с недостаточным количеством дублеров основных меридиональных и широтных направлений. Основными путями пропуска грузового движения в центральном районе являются:
- ул. Студенческая, западный участок пр. Славы, северный участок пр. Б.Хмельницкого;
- в восточном районе - ул. Волчанская, Михайловское шоссе, ул. Корочанская, в южном районе - ул. Магистральная - ул. Красноармейская.
Магистральные улицы и дороги в основном имеют ширину проезжих частей соответствующих двух- и четырехполосному автодвижению в обоих направлениях. Основные магистральные улицы имеют следующую ширину проезжих частей: пр. Б.Хмельницкого - 22,0 м, пр. Ватутина - 15,5 м, ул. Губкина - 19,5 м, Белгородского полка - 15 м, Корочанская - 14,5 м, ул. Конева и ул. Королева по 14,0 м, Белгородский проспект - 16,5 м, Михайловское шоссе - 13,0 м, ул. Садовая - 14,5 м, ул. Пр. Славы - 18,0 м, ул. Щорса - 18,0 м. Остальные магистральные улицы имеют двухполосную проезжую часть. Реконструированный в последний период северный участок пр. Б.Хмельницкого расширен до 8 полос автомобильного движения.
Общая протяженность уличной сети города составляет 502 км, в том числе с усовершенствованным покрытием - 374 км, что составляет 74% от общей протяженности уличной сети.
Протяженность магистральной сети в настоящее время составляет 122 км, в том числе магистрали общегородского значения - 74 км.
Плотность улично-дорожной сети - 6,6 км на кв. км застроенной территории, в том числе плотность магистральной сети - 1,6 км на кв. км.
Территория города имеет сложной рельеф местности и расчленена искусственными и естественными преградами, что определяет наличие значительного количества искусственных транспортных сооружений в городе.
Искусственные транспортные сооружения на улично-дорожной сети представлены путепроводами через магистральные линии железной дороги, мостами через реки Северский Донец и Везелку, а также транспортными развязками на обходных дорогах и магистральных улицах.
Кроме вышеуказанных искусственных сооружений имеются 8 подземных пешеходных переходов через пр. Б.Хмельницкого, ул. Щорса, ул. Магистральная, один надземный переход по пр. Ватутина и 2 пешеходных тоннеля в насыпях на выходе к университету и по ул. Донецкой.
Крупные города, к которым относится и Белгород, представляют собой наиболее сложные с точки зрения внутренней организации системы с большим количеством взаимодействующих и влияющих друг на друга подсистем. С точки зрения транспортного процесса можно выделить ряд подсистем, взаимодействие которых и определяет уровень транспортного обслуживания в городе: население, жилье, работа, отдых, маршрутная система.
Маршрутная система - это территориально и во времени увязанная совокупность маршрутов всех или отдельных видов ГПТ. Она состоит из таких элементов, как трасса маршрутов (маршрутная сеть), их провозных возможностей, количества и типа подвижного состава, расписания движения. Основным и самым активным элементом маршрутной системы является маршрутная сеть (МС), которая оказывает влияние на все остальные ее элементы. Это объясняется, с одной стороны, появлением новых мест концентрации населения, мест приложения труда и отдыха, что вызывает необходимость развития транспортной и маршрутной сетей, а с другой стороны - возможностью усовершенствования МС в рамках существующей транспортной сети, что не требует значительных капитальных вложений, но может привести к повышению уровня качества обслуживания населения и росту эффективности функционирования системы "город" в целом.
Существующая маршрутная система г. Белгорода характеризуется наличием в нем 2-х видов наземного транспорта: автобуса и троллейбуса. Перечень маршрутов ГПТ г. Белгорода приведен в таблице N 1.