Наиболее экологически чистыми являются рельсовые виды электротранспорта (электропоезда, метрополитен, трамвай). Автомобильный транспорт (включая троллейбус), а также монорельс являются источниками канцерогенной резиновой пыли, которая образуется при трении шин о дорожное полотно (роликов о монорельс). Автобусы отравляют воздух в местах скопления людей (на остановках). Автобус обладает сильным вибрационным и шумовым воздействием (84 дБ против 72 дБ у трамвая). Перерасход энергии при движении монорельса (повышенное трение) также относится к негативным экологическим факторам.
Исходя из вышеперечисленных критериев в мире признан перспективным и интенсивно развивающимся скоростной и традиционный трамвай как единая система трамвайного транспорта (при правильной организации его работы). Ему присущи высокая средняя скорость (до 30 км/ч, тогда как автобус - 18 км/ч, метро - 40 км/ч), все преимущества электротранспорта (экологичность, плавность хода, бесшумность, невысокие эксплуатационные затраты), высокая провозная способность.
Обособленность трамвая от автомобильного потока обеспечиваются невозможностью проезда автомобилей по рельсам; скорость - обособленностью, безопасностью (нет заносов), управлением светофорами; доступность - возможностью работать во всех режимах (от обычной трамвайной линии возле жилых домов до скоростных и тоннельных участков, лучшее сопряжение с другими видами транспорта); комфорт - поездами по 2 - 3 вагона (обеспечивающими необходимую вместимость при умеренной нагрузке).
Многие указанные качества (обособленность, скорость, надежность) присущи и метрополитену, но его развитие сдерживается сверхвысокими капиталовложениями, которые задерживают появление метрополитена на 10 - 30 лет даже на самых необходимых направлениях и полностью исключают его для линий с потоком до 25 - 30 тыс. пасс/час. При некоторых организационных мероприятиях качество работы трамвая можно вплотную приблизить к уровню метрополитена, снизив остроту проблемы перевозок при сверхбольших пассажиропотоках (до появления метрополитена) и окончательно решив ее при потоках до 30 тыс. пасс./час.
Необходимость развития трамвая в городах подтверждена 340 крупнейшими профессионалами и учеными-транспортниками всего мира в "Итогах 5-й конференции Международного Союза Общественного Транспорта (МСОТ) по легкорельсовому транспорту", по определению комиссии МСОТ "Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) - это рельсовый транспорт, который, развиваясь поэтапно, на базе современного трамвая, превращается в высокоскоростную транспортную систему, осуществляющую движение по обособленному пути на наземном уровне, под землей и на эстакаде". Научно обоснованный факт необходимости развития системы скоростного трамвая, по-видимому, следует принять за основу планирования развития альтернативного транспорта г. Белгорода, который предназначен для решения проблемы пассажирских перевозок из южного микрорайона до центра.