Даже без пробок ГПТ крайне медлителен: графики составляются с большим запасом; неоправданно частые остановки; "вход только через переднюю дверь" из-за непродуманной системы оплаты проезда. Средняя скорость автобуса в Белгороде около 14 км/ч, тогда как в Европе средняя скорость трамвая - 20 - 25 км/ч и выше. С точки зрения повышения скорости перспективен обособленный от автомобилей трамвай, способный автоматически переключать светофор при подходе к перекрестку, обеспечивая приоритет ГПТ.
Текущая система оплаты труда на ГПТ (оплата за время работы, а не за пробег, в сочетании с наказанием за опоздание) вынуждает водителей требовать занижения скорости в графике движения (меньше вероятность опоздания). Необходимо изменение системы оплаты труда с целью обеспечения материальной заинтересованности работников предприятий наземного ГПТ в скоростном движении (при сохранении наказаний за нарушение графика).
Высокая скорость ГПТ - не только быстрое передвижение пассажиров, но и меньшие интервалы, большая провозная способность при том же количестве водителей и подвижного состава, максимальная отдача подвижного состава и кадров, экономичность.