Обоснование стратегии развития комплексной схемы развития городского транспорта требует использования специальных аналитических процедур. Как правило, аналитический блок ограничивается представлением результатов SWOT-анализа, который при всех своих преимуществах не исчерпывает характеристику взаимосвязи между внешними условиями и способами реагирования на их изменение. Восполнить этот пробел позволяет применение сценарного анализа.
Сценарный анализ - это метод предвидения будущего в условиях неопределенности, позволяющий уменьшить эту неопределенность путем типизации возможных исходов событий. Номенклатура сценариев включает три основных типа:
- сценарий 1 - оптимистический;
- сценарий 2 - пессимистический;
- сценарий 3 - нейтральный (наиболее вероятный).
Основными индикаторами реализации концепции при развитии возможных сценариев в рамках определяемых стратегий являются:
- динамика показателя средней ожидаемой продолжительности жизни;
- индекс загрязнения атмосферы;
- индекс загрязнения поверхностных водоемов;
- количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от автотранспорта, в расчете на одного жителя;
- оптимизация графика движения пассажирского транспорта;
- охват территории города маршрутной сетью;
- средняя скорость движения автотранспорта в часы пик;
- пропускная способность наиболее загруженных автомагистралей.
Развертывание сценария 1 (оптимистического):
- показатель средней ожидаемой продолжительности жизни возрос на 5 - 6 лет;
- индекс загрязнения атмосферы сократился вдвое;
- индекс загрязнения поверхностных водоемов сократился вдвое;
- количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от автотранспорта, в расчете на одного жителя уменьшилось в 2 раза;
- график движения пассажирского транспорта оптимален;
- процент охвата территории города маршрутной сетью возрос в 1,5 раза;
- средняя скорость движения автотранспорта в часы пик составляет 25 км/ч;
- пропускная способность наиболее загруженных автомагистралей увеличилась вдвое.
Развертывание сценария 2 (пессимистического):
- показатель средней ожидаемой продолжительности жизни не изменился;
- индекс загрязнения атмосферы увеличился на 20%;
- индекс загрязнения поверхностных водоемов увеличился на 20%;
- количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от автотранспорта, в расчете на одного жителя увеличилось на 20%;
- график движения пассажирского транспорта не оптимален;