Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 08.07.2013)


4.2. Репертуар


Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста. Несмотря на значение классического репертуара, театр не может обойтись без произведений, проникнутых проблематикой настоящего момента. Зритель должен иметь возможность видеть на сцене своих современников, вместе с ними переживать сегодняшние коллизии и конфликты. Без этого направления невозможно полноценное развитие всех видов театрального искусства. Именно поэтому оно нуждается в объемной, целенаправленной, постоянной поддержке государства.

На сегодняшний день существуют механизмы поддержки различных составляющих процесса создания и продвижения современной драматургии - от лабораторий и семинаров, в рамках которых появляются новые тексты, до постановки спектаклей и демонстрации их на специализированных смотрах.

Однако следует признать, что данная работа не носит системного характера, не осмысливается и не анализируется как единый процесс. Несмотря на предпринимаемые усилия, российские театры недостаточно активно включают современные произведения в свой репертуар. Это связано с объективными особенностями формирования современной драматургии и отсутствием непосредственного общения театров и современных авторов.

Недостаточно динамично развиваются специализированные периодические издания, публикующие пьесы современных авторов. Именно отраслевые журналы могут вести постоянный диалог с драматургами, принимать непосредственное участие в проведении наиболее важных фестивалей, конкурсов, семинаров и лабораторий современной драматургии, отслеживать и анализировать намечающиеся тенденции. Они должны стать системообразующим центром работы с авторами, способным объединить и осмыслить все формы взаимодействия драматургов с театрами, связать в единый комплекс проведение специализированных мероприятий, проводить постоянный мониторинг востребованности современной драматургии и др. Это важнейшее направление деятельности должно базироваться на широком использовании современных технологий, включая возможности сети Интернет.

Острая нехватка спектаклей для подростков - не только культурная, но и важная социальная проблема российского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество - лишиться духовно развитых людей. Действующие механизмы стимулирования российских драматургов и композиторов для создания драматических и музыкально-драматических произведений для подростков, а театров - для постановки таких спектаклей недостаточны.

Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматических произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса.

Поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений современной драматургии, должна включать в себя: экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий в иных формах.