Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 08.07.2013)

Раздел 6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРОВ


Особенность образования в области театрального искусства, как и в других видах искусства, определяется тем, что оно базируется не только на научных знаниях, как в большинстве других сфер, а на непосредственной передаче опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и на чувственном, духовном уровне. Это обстоятельство в значительной степени определяет специфику образования в области театрального искусства, которая в недостаточной степени учитывается законодательством Российской Федерации об образовании и другими нормативными правовыми актами.

Отечественная театральная школа - признанный мировой лидер, что подтверждается регулярными успехами представителей России на международных театральных конкурсах, фестивалях, постоянным приглашением за рубеж преподавателей творческих дисциплин российских театральных учебных заведений и т.п.

Система повышения квалификации театральных специалистов, которая активно функционировала в прежние годы и давала хорошие результаты, фактически была свернута в связи с коммерциализацией этой деятельности. Относящиеся к дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации в 90-х годах XX века в основном потеряли государственную финансовую поддержку. Это же относится и к такой распространенной ранее форме повышения квалификации, как творческие стажировки.

Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации, являющейся важным элементом театрального дела в России. При этом следует применять различные формы повышения квалификации с использованием потенциала высших учебных заведений как внутри своего региона, так и за его пределами.

Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от корпуса руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют такие разнонаправленные векторы, как удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей, обеспечение гражданам России доступности к культурным благам и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы, создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и др. Соответственно этому при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой стороны, - задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.

Руководители театров (художественные и административные) должны обладать необходимым уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар-технологии, поиск альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности и др. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими соответствующую подготовку.

Система подготовки кадров и повышения квалификации в интересах развития театрального дела в предстоящем периоде предусматривает:

- аккредитацию соответствующих направлений (специальностей) в образовательном учреждении высшего и среднего профессионального образования (Белгородский государственный институт искусств и культуры);

- возрождение и развитие системы повышения квалификации театральных специалистов;

- повышение качества образовательных программ вузовской подготовки и повышение квалификации специалистов - руководителей театров;

- привлечение в театры своего региона высококвалифицированных театральных специалистов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа.