ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2012 года N 302-пп

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 08.07.2013 N 271-пп)

Во исполнение пункта 1 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 года N ВП-П44-8657 и в целях улучшения качества и доступности государственных услуг правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития театрального дела в Белгородской области до 2020 года (далее - Концепция).

2. Управлению культуры области (Курганский С.И.) при разработке отраслевых программ на краткосрочную перспективу учитывать основные направления и приоритеты в развитии театрального дела, предусмотренные Концепцией.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики области (Сергачев В.А.).

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 08.07.2013 N 271-пп)

О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 марта начиная с 2013 года.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

     




Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 23 июля 2012 года N 302-пп



 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА



Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ


Концепция развития театрального дела в Белгородской области основана на принципах, заложенных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).

В предстоящем десятилетии, как определено в Концепции, ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.

По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела в России и в каждом из субъектов Российской Федерации.

Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский.

Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению. По сути, он неизмеримо выше его рыночной оценки.

Российская модель репертуарного театра, сложившаяся в нашей стране в течение двух веков благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность.

Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.

Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования. Тем не менее, необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности.

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


Основной стратегической целью реализации Концепции в Белгородской области является обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.

Основные условия достижения этой цели:

сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;

государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;

расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения региона, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.

Реализация задач, поставленных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, требует консолидации федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в достижении намеченных целей развития театрального дела в Российской Федерации.

Раздел 3. ДОСТУПНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


      3.1. Сеть театров


Сеть профессиональных театров в Белгородской области представлена тремя профессиональными театрами, наряду с ними театральную деятельность осуществляют: детский музыкальный театр МБУ ДОД "Детская школа искусств N 1 г. Белгорода", студенческий театр БГИИК "Новая Сцена", молодежные театры, муниципальные самодеятельные театральные коллективы.

Государственные и муниципальный театры функционируют исключительно в виде некоммерческих организаций в организационно-правовой форме учреждения - бюджетного (ГБУК "Белгородский государственный театр кукол", МБУК "Старооскольский театр для детей и молодежи") и автономного (ОГАУК "Белгородский государственный академический драматический театр им. М.С.Щепкина").

Создание частных коммерческих театров для Белгородской области на сегодняшний день не является привлекательным направлением деятельности, так как подобные учреждения представляют крайне сложный механизм, требующий серьезных финансовых вливаний, по сути не окупаемых. Считаем целесообразным развитие сети театров исключительно государственной и муниципальной форм собственности.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать одобренные социальные нормативы и нормы при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Социальными нормативами и нормами предусмотрено, что в каждом субъекте Российской Федерации должно быть как минимум пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.).

В субъектах Российской Федерации с населением от 800 тыс. человек, к которым относится Белгородская область, создаются театры оперы и балета.

Количество профессиональных театров в сравнении с минимальным количеством, предусмотренным социальными нормативами и нормами, представлено в таблице 1.

Таблица 1


       Количество профессиональных театров в Белгородской области по состоянию на 1 января 2012 года

 Вид театра  

Кол-во,

всего  

 Из общего количества театров

 (гр. 2)            

 Мини-

 мальный

социальный

 норматив

 Откло-

 нение

(гр. 2 -

 гр. 7)

 феде-

ральных

субъекта

федерации

муници-

пальных

част-

 ных

 1      

 2   

 3   

 4    

 5   

 6  

 7     

 8    

Театры оперы

и балета     

 0   

 1 <*>

 -1   

Театры драмы

 1   

 1    

 1     

 0    

Театры юного

зрителя      

 1   

 1   

 1     

 0    

Театры кукол

 1   

 1    

 1     

 0    

Музыкально-

драматические

театры       

 0   

 1     

 -1   

Прочие театры

 0   

 1     

 -1   

________________

<*> В регионах с населением свыше 800 тысяч человек.

Анализ современного состояния сети театров в Белгородской области позволяет сделать вывод о необходимости проведения мероприятий по увеличению числа театров.

На сегодняшний день в Белгородской области существует три профессиональных театра: областное государственное автономное учреждение культуры "Белгородский государственный академический драматический театр им. М.С.Щепкина", государственное бюджетное учреждение культуры "Белгородский государственный театр кукол", муниципальное бюджетное учреждение культуры "Старооскольский театр для детей и молодежи".

Следовательно, для соблюдения предложенных нормативов в Белгородской области необходимо создать музыкально-драматический театр и театр прочего вида.

Создание подобного учреждения профессионального искусства расширило бы круг культурных услуг, предоставляемых населению области, способствовало приобщению к лучшим образцам профессионального искусства, рождению спектаклей, в которых музыкальное, драматургическое, пластическое и поэтическое начала обладали равной художественной выразительностью. В синтетических музыкальных спектаклях, поставленных на сценах драматических и музыкально-драматических театров, музыка максимально раскрывает образный мир спектакля, а поэтическое начало является не менее значимым, чем музыкальное.

Для достижения указанных норм в области ведется работа по приданию статуса "профессиональный" театрам в Губкинском городском округе, Грайворонском районе.


3.2. Гастроли театров


Гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - по направленности относят к следующим видам: региональные гастроли (в населенных пунктах собственного региона), межрегиональные гастроли (в другом регионе), зарубежные гастроли (в другой стране).

С точки зрения расширения театрального предложения гастроли важны не только в городах, где нет собственных театров. При наличии в регионе активной гастрольной деятельности жители театральных городов для удовлетворения своих потребностей в сценическом искусстве имеют реальную возможность дополнительного выбора для посещения спектаклей различных жанров из репертуара гастролеров.

Активизация гастрольной деятельности требует инвентаризации всех имеющихся в регионе сценических площадок.

Планом мероприятий по реализации Концепции предписано создание единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами.

Наличие в регионе такой базы данных, содержащей технические характеристики всех сценических площадок, как театральных, так и нетеатральных, будет способствовать оптимальному планированию театрами своей гастрольной деятельности.

Управление культуры области осуществляет финансовую поддержку гастрольной деятельности белгородских театров на территории области и за ее пределами в Российской Федерации в целях:

- создания условий для повышения уровня доступности для населения области лучших образцов отечественного театрального искусства разных видов;

- активизации межрегиональной гастрольной деятельности и расширения практики творческих обменов;

- стимулирования прямых контактов между театрами;

- развития инфраструктуры гастрольной деятельности.

При этом приоритетными направлениями поддержки гастрольной деятельности являются:

- развитие гастрольной деятельности театров в сельской местности;

- обменные гастроли театров;

- гастрольные проекты, направленные на развитие инновационных форм современного театрального искусства, поощрение жанрового и видового разнообразия театра.

С целью повышения уровня доступности театрального искусства для населения Белгородской области предлагается проведение сводного гастрольного (выездного) тура областных профессиональных театров по Белгородской области.


3.3. Расширение театрального предложения для детей


Развитие театра для детей особенно актуально как для страны в целом, так и для каждого региона. Несмотря на определенную положительную динамику последних лет, следует признать, что произошедшие в стране социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную в прежние годы.

Культурные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие, - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения.

Театры юного зрителя в нашей стране, призванные соединить профессиональное искусство и педагогику, прошли длинный путь, но сегодня их дальнейшая судьба требует особого внимания. Старооскольский театр для детей и молодежи занимает особую нишу в сети белгородских театров. Белгородский государственный театр кукол также систематически решает задачу приобщения детей и юношества к сценическому искусству.

С целью доступности театрального искусства для детского населения Белгородской области необходимо создать единый план работы профессиональных театров по систематическому обслуживанию зрителей области, систематизировать программы эстетического воспитания сельского населения путем заключения долгосрочных договоров о взаимном сотрудничестве между театрами и муниципальными учреждениями образования и культуры.

Раздел 4. РАЗВИТИЕ ТЕАТРА КАК ВИДА ИСКУССТВА

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»