Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России и занимает обширную площадь в 769 тыс. кв. км. Более половины Ямало-Ненецкого автономного округа расположено за Полярным кругом, небольшая часть его территории находится на восточном склоне Уральского хребта. Северная граница Ямало-Ненецкого автономного округа пролегает по берегу Карского моря и имеет протяженность 5100 км. На западе Ямало-Ненецкий автономный округ граничит с Архангельской областью и Республикой Коми, на юге - с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на востоке - с Красноярским краем.
Арктика - та географическая область, которая сообразна Ямало-Ненецкому автономному округу и по масштабу и по специфике проблем, в решении которых он может участвовать. Необходимо отметить, что сейчас арктический регион является геополитическим пространством с растущим мировым значением. И уже существует целый ряд политических, научных и общественных организаций, ориентированных на обслуживание его интересов. Таким образом, Ямало-Ненецкому автономному округу необходимо будет действовать в плотном конкурентном окружении и четко определять свою нишу в арктическом пространстве.
Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике.
Формирование инновационного лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктическом регионе является неотъемлемой частью инвестиционной политики, так как статус региона-лидера позволит качественно улучшить перспективы его экономического развития за счет открытия новых рынков, участия в новых сферах экономической активности и в целом более эффективного продвижения продукции. Кроме того, эффективное использование бренда региона позволит увеличить уровень добавленной стоимости в производимой в регионе продукции.
Через Арктику также проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании маршрута Роттердам - Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль, при использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Анализ потенциальных грузопотоков в акватории Северного морского пути показывает, что основными грузообразующими отраслями для морского транспорта являются и будут являться топливно-энергетический комплекс, металлургическая, химическая промышленности, а также потенциальные грузы мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и в области освоения Арктических месторождений.
Строительство морского порта в районе бывшего поселка Сабетта Ямальского района будет способствовать возрождению Северного морского пути. При этом порт будет предназначен не только для транспортировки сжиженного природного газа и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, но и может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте товаров, что окажет положительное влияние на экономику Ямало-Ненецкого автономного округа.