ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2014 года N 570-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ ОТ 18.03.2013 N 249-П


1. Внести в постановление Правительства области от 18.03.2013 N 249-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения в Ярославской области" изменение, изложив план мероприятий ("дорожную карту") по реализации изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения в Ярославской области, утвержденный постановлением, в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ




Утвержден
постановлением
Правительства области
от 18.03.2013 N 249-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 11.06.2014 N 570-п)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


 I. Описание плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения в Ярославской области


 1. Общие положения


1.1. Целью плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения в Ярославской области (далее - "дорожная карта"), является повышение качества медицинской помощи населению на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций.

Реализация "дорожной карты" позволит обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.

"Дорожная карта" направлена на обеспечение исполнения порядков оказания медицинской помощи, повышение ее доступности и качества, более эффективное использование ресурсов, обеспечение удовлетворенности населения качеством предоставляемых медицинских услуг.

1.2. Ярославская область является активно развивающимся регионом, входит в состав Центрального федерального округа, объединяет 17 муниципальных районов и 3 городских округа, административным центром является город Ярославль, крупнейшие города: Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Тутаев, Углич, Ростов. Общей закономерностью развития муниципальных образований области является нарастание процесса урбанизации: 82 процента населения проживает в городах и поселках городского типа.

Общая площадь территории Ярославской области составляет 36,2 тыс. кв. километров. Средняя плотность населения составляет приблизительно 35 человек на 1 кв. километр. Распределение жителей по территории области равномерно, районами с наиболее низкой плотностью населения являются Пошехонский и Брейтовский.

Численность населения Ярославской области за трехлетний период сократилась на 35290 человек, на начало 2012 года составила 1271,03 тыс. человек.

1.3. В соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 01 января 2012 года полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной помощи переданы на уровень субъектов Российской Федерации. В результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) в собственность Ярославской области с 01 января 2012 года переданы все муниципальные медицинские организации Ярославской области. В рамках оптимизации функционирования системы здравоохранения в области проведена реорганизация государственных медицинских организаций Ярославской области в форме присоединения маломощных медицинских организаций и осуществлен перевод части участковых больниц с неэффективно работающими койками во врачебные амбулатории и (или) ОВОП с дневными стационарами.

В Ярославской области функционируют следующие медицинские организации:

- 16 ЦРБ;

- 1 ЦРП;

- 3 районные больницы;

- 312 ФАП;

- 74 ОВОП;

- 17 городских больниц;

- 8 самостоятельных поликлиник, в том числе 2 детские поликлиники;

- 2 станции СМП с подстанциями;

- 2 областные больницы (детская и взрослая);

- 3 специализированных диспансера;

- 2 психиатрические больницы;

- 2 станции переливания крови;

- 1 центр по борьбе со СПИД;

- 1 центр профилактики.

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, позволяющая при соблюдении принципов территориальности и профилактической направленности компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Амбулаторная медицинская помощь представлена тремя уровнями:

- I уровень - первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная медико-санитарная помощь, оказываемая в рамках базовых клинических профилей (терапия, педиатрия, инфекционные болезни, хирургия, травматология, акушерство, гинекология) на базе стационарных и поликлинических отделений ЦРБ, участковых больниц, амбулаторий, ФАП, городских поликлиник, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую, педиатрическую, общеврачебную, акушерско-гинекологическую службы, дневные стационары, кабинеты профилактики и кабинеты неотложной помощи (ГУЗ ЯО "Большесельская ЦРБ", ГБУЗ ЯО "Борисоглебская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Брейтовская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Гаврилов-Ямская ЦРБ", ГБУЗ ЯО "Даниловская ЦРБ", ГБУЗ ЯО "Любимская ЦРБ", ГБУЗ ЯО "Некрасовская ЦРБ", ГБУЗ ЯО "Переславская ЦРБ", ГБУЗ ЯО "Тутаевская ЦРБ", ГУЗ ЯО "ЦРБ им. Д.Л. Соколова", ГУЗ ЯО "Некоузская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Бурмакинская районная больница N 1", ГУЗ ЯО "Пречистенская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Пошехонская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Петровская районная больница", ГУЗ ЯО "Ростовская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Семибратовская районная больница", ГУЗ ЯО "Рыбинская ЦРП", ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Ярославская ЦРБ", ГУЗ ЯО "Городская поликлиника N 1" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская поликлиника N 2" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская поликлиника N 3 им. Н.А. Семашко" г. Рыбинска, ГБКУЗ ЯО "Поликлиника N 2" г. Ярославля, ГУЗ ЯО "Детская поликлиника N 3" г. Ярославля, ГУЗ ЯО "Детская поликлиника N 5" г. Ярославля);

- II уровень - межмуниципальный - специализированная медицинская помощь, оказываемая преимущественно в экстренной и неотложной формах, на базе специализированных стационарных отделений ЦРБ с межмуниципальными центрами, оказывающими специализированную амбулаторную и стационарную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи (ГБУЗ ЯО "Областная стоматологическая поликлиника", ГБУЗ ЯО "Областной врачебно-физкультурный диспансер", ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 1" г. Ярославля, ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 3" г. Ярославля, ГБУЗ ЯО "Клиническая больница N 5" г. Ярославля, ГУЗ ЯО "Городская больница N 1" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская больница N 3" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская больница N 4" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская больница N 5" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская больница N 6" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская больница N 2 им. Н.И. Пирогова" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Городская детская больница" г. Рыбинска, ГУЗ ЯО "Рыбинская стоматологическая поликлиника", ГУЗ ЯО "Инфекционная клиническая больница N 1" г. Ярославля, ГУЗ ЯО "Клиническая больница N 2" г. Ярославля, ГУЗ ЯО "Клиническая больница N 8" г. Ярославля, ГУЗ ЯО "Клиническая больница N 9" г. Ярославля, ГБКУЗ ЯО МСЧ ОАО "Автодизель" г. Ярославля, ГУЗ ЯО "Больница N 7" г. Ярославля). На данном уровне организована специализированная амбулаторная помощь с применением широко распространенных технологий диагностики и лечения в межмуниципальных центрах, в которых применяются стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая компьютерную томографию;

- III уровень - консультативно-диагностическая специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая на базе областных консультативно-диагностических центров (ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (далее - ГБУЗ ЯО ОДКБ), ГБУЗ ЯО "Областная клиническая больница" (далее - ГБУЗ ЯО ОКБ), ГБУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница" (далее - ГБУЗ ЯО ОКОБ), ГБУЗ ЯО "Областная клиническая туберкулезная больница" (далее - ГБУЗ ЯО ОКТБ), ГБУЗ ЯО "Областной кожно-венерологический диспансер", ГБУЗ ЯО "Областной перинатальный центр" (далее - ГБУЗ ЯО ОПЦ), ГБУЗ ЯО "Ярославский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по проблемам пожилых людей "Здоровое долголетие" (далее - ГБУЗ ЯО ЯОКГВВ), ГБУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая наркологическая больница" (далее - ГБУЗ ЯО ЯОКНБ), ГБУЗ ЯО "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница" (далее - ГБУЗ ЯО ЯОКПБ), ГКУЗ ЯО "Рыбинский противотуберкулезный диспансер" (далее - ГКУЗ ЯО РПД), ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (далее - ГБУЗ ЯО РПБ), ГУЗ ЯО "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ГУЗ ЯО "Клиническая больница скорой медицинской помощи им. Н.В. Соловьева" (далее - ГУЗ ЯО КБ СМП)). Данный уровень обеспечивает консультативную помощь с применением дорогостоящих высокотехнологичных диагностических технологий в условиях консультативно-диагностического центра и региональных центров. В указанных центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению амбулаторно-поликлинических медицинских организаций. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи указанные медицинские организации выполняют организационно-методическую функцию.

Реализация трехуровневой модели позволяет осуществлять этапность оказания медицинской помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

На основании порядков оказания специализированной медицинской помощи по профилям и федеральным медицинским стандартам разработана маршрутизация пациентов по приоритетным направлениям:

- заболевания сердечно-сосудистой системы;

- онкологические заболевания;

- заболевания хирургического профиля;

- службы детства и родовспоможения.


2. Ресурсное обеспечение системы здравоохранения области


2.1. Структурные преобразования системы здравоохранения области на данном этапе запланированы с учетом имеющегося ресурсного и кадрового состояния системы здравоохранения области.

Поиск рационального использования кадровых и материальных ресурсов создает преимущественно одноканальный принцип финансирования отрасли. Проводя единую тарифную политику в системе ОМС и используя новые способы оплаты конечных результатов оказания медицинской помощи, медицинские организации Ярославской области получили возможность внедрять более рациональные формы организации медицинской помощи и осуществлять поиск эффективных вариантов использования кадровых и материальных ресурсов.

2.2. Среди приоритетных задач департамента здравоохранения и фармации Ярославской области особое значение имеет развитие кадрового потенциала медицинских организаций области, обеспечение укомплектованности медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, их соответствия квалификационным требованиям, мотивации к повышению качества и эффективности медицинской помощи. Кадровое обеспечение медицинских организаций является одним из важнейших вопросов развития системы здравоохранения области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их профессиональной подготовленности становится невозможным эффективное функционирование данной системы.

Растущий дефицит медицинских кадров и снижение укомплектованности медицинским персоналом, как врачебным, так и средним, оказывает негативное влияние на деятельность медицинских организаций.

Укомплектованность врачами медицинских организаций составляет в целом 94,7 процента, из них врачами, непосредственно оказывающими медицинскую помощь, - 93,1 процента, следствием дефицита врачебных кадров является перегруженность в работе, коэффициент совместительства в сфере здравоохранения составляет 1,3 и 1,4 соответственно.

В целях обеспечения врачебными кадрами медицинских организаций районов области была разработана региональная целевая программа "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2013 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.04.2013 N 461-п "О региональной целевой программе "Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций Ярославской области" на 2013 - 2017 годы". Успешное выполнение мероприятий указанной региональной целевой программы позволит достичь следующих результатов:

- сохранить высокий показатель обеспеченности врачами медицинских организаций на уровне 49,6 на 10 тыс. населения в 2012 году и 46,0 на 10 тыс. населения в 2017 году;

- снизить показатель коэффициента совместительства в медицинских организациях области с 1,34 в 2011 году до 1,1 в 2017 году;

- увеличить показатель укомплектованности медицинскими кадрами медицинских организаций области с 93,6 процента в 2011 году до 95,0 процента в 2017 году;

- сократить дефицит врачебных кадров в здравоохранении области на 300 человек за счет увеличения эффективности целевой подготовки, установления дополнительных мер социальной поддержки студентам и выпускникам образовательных учреждений области, заключившим договоры на прохождение послевузовской подготовки и дальнейшее трудоустройство.

Укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 96,5 процента, показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения - 89,5.

Предпринимаются меры повышения статуса среднего медицинского персонала, на который возложено большое количество функций.

В связи с этим планируется увеличение к 2017 году:

- уровня обеспеченности медицинскими работниками со средним специальным медицинским образованием с 89,5 на 10 тыс. населения в 2012 году до 110,0 в 2017 году;

- уровня укомплектованности средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающим медицинскую помощь, на 3,5 процента;

- доли врачей по отношению к среднему медицинскому персоналу (1:2,8).

2.3. Привлечение в медицинские организации квалифицированных специалистов, ликвидация оттока специалистов за пределы области и в частные медицинские организации предусматривается за счет предоставления дополнительных социальных гарантий, а также обеспечения конкурентного уровня заработной платы в области. Основная цель кадровой политики в Ярославской области на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом отрасли, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров и эффективных мотивационных механизмах. Выполнение мероприятий "дорожной карты" будет способствовать рациональному использованию кадров, закреплению выпускников в медицинских организациях, их будущему трудоустройству, снижению текучести врачебных кадров в медицинских организациях сельской местности, повышению уровня профессиональных знаний медицинских работников и в конечном итоге повышению эффективности, качества и доступности оказания медицинской помощи населению области.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" запланировано поэтапное повышение средней заработной платы отдельных категорий работников сферы здравоохранения, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг).

Уровень средней заработной платы работников системы здравоохранения в период 2013 - 2018 годов формируется в соответствии с динамикой примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников медицинских организаций, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.

Планируется осуществление перевода медицинских работников области на эффективный контракт, в котором будут конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов их труда и качества оказываемых государственных услуг.

2.4. Одним из направлений решения задачи по обеспечению населения Ярославской области качественной медицинской помощью является приведение материально-технической базы медицинских организаций и технического состояния зданий в соответствие с лицензионными требованиями, требованиями санитарного и пожарного законодательства путем проведения капитального ремонта зданий и оснащения организаций медицинским и технологическим оборудованием в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи.


3. Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Ярославской области


3.1. В целом сеть медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сбалансирована и отвечает потребностям населения Ярославской области.

В государственной системе здравоохранения Ярославской области на 01.01.2013 функционирует 46 медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»