Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


 Выполнение целевых показателей I этапа Стратегии СЭР-2030 по ситуации на 2012 год

(процент достижения целевого значения показателя)



Примечания:

1. Приведен полный перечень индикаторов достижения стратегических целей и задач, зафиксированный в Стратегии СЭР-2030 (фактические значения 2005 года и плановые значения на 2012 и 2030 годы приведены в соответствии со Стратегией СЭР-2030).

2. Фактические показатели 2010 - 2011 годов - наиболее актуальные фактические значения показателей по данным Росстата и его территориального органа - Ярославльстата.

3. Инерционный прогноз значения показателей на 2012 год произведен на основе динамики показателей с 2005 по 2010 - 2011 годы линейным трендом с сохранением среднего темпа изменения.

4. Процент достижения целевого значения рассчитывался как отношение целевого изменения показателя к его фактическому изменению, за базу (ось) принято целевое значение показателя (100-процентное выполнение).

5. Показатель "Доля туризма в доходах консолидированного областного бюджета" на 2005 год в Стратегии СЭР-2030 отсутствует - указано фактическое значение показателя за 2006 год в соответствии с данными департамента финансов Ярославской области.

6. Желтым цветом выделены показатели заявленных стратегических приоритетов.

Целевые показатели по выделенным стратегическим приоритетам (инновации, транспорт и туризм) не выполнены с существенным отставанием (промышленность и сельское хозяйство с переработкой выделены как приоритет, но не оцифрованы в целевых показателях).

В целом Ярославская область сумела добиться запланированных темпов экономического роста, основные целевые показатели перевыполнены:

- показатель ВРП на душу населения перевыполнен на 15 процентов;

- по доле инвестиций в ВРП удалось перевыполнить даже показатель, запланированный к достижению на 2030 год (хотя для полноценного его выполнения необходимо продолжать поддерживать этот уровень доли инвестиций в течение 2013 - 2030 годов);

- отставание зафиксировано только по динамике инвестиций - выполнение показателя составляет 60 процентов.

Целевые показатели экономического развития выполнены даже несмотря на пришедшийся на данный период мировой финансово-экономический кризис 2008 года, который на 1,5 - 2 года практически парализовал экономическое развитие России и других стран.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на недостаточно амбициозные экономические цели (базовые показатели перевыполнены даже с учетом мирового экономического кризиса), в рамках стратегически приоритетных направлений развития Ярославской области не удалось добиться существенных результатов, что ставит под вопрос либо сами стратегические приоритеты, либо систему показателей их достижения.

В сфере качества жизни населения Стратегия СЭР-2030 делает основной акцент на экономическом благосостоянии населения (уровне жизни и доходах), при этом большинство целевых показателей в данной сфере не выполнены. Показатели, характеризующие другие аспекты качества жизни (образование, здравоохранение, ЖКХ, состояние дорог, социальная поддержка, культура, спорт, экология), в Стратегии СЭР-2030 практически не были зафиксированы и оцифрованы как целевые. При этом фактическое положение Ярославской области по целому ряду показателей качества жизни находится ниже среднероссийского уровня (состояние дорог, доходы и расслоение населения, общая заболеваемость и смертность, жилищное строительство и другие).

В качестве основных причин слабых результатов реализации Стратегии СЭР-2030 можно выделить размытость стратегических приоритетов и недостаточную проработанность механизмов их реализации.

Целесообразно пересмотреть Стратегию СЭР-2030, в том числе цели и стратегические приоритеты развития региона с учетом слабых результатов реализации Стратегии СЭР-2030 и необходимости обеспечения дальнейшего стабильного экономического роста и повышения качества жизни в регионе.

Кроме того, потребность пересмотра Стратегии СЭР-2030 продиктована необходимостью учета существенно изменившихся после финансового кризиса 2008 года экономических условий деятельности, а также изменения приоритетов и новых стратегических инициатив федерального правительства, проходивших в течение 2011 - 2012 годов - экономический рост и модернизация экономики уступили место повышению качества жизни и эффективности работы органов власти.

Для обеспечения достижимости целей и приоритетов актуализированная версия Стратегии СЭР должна содержать набор механизмов их реализации и иметь тесную взаимосвязь с деятельностью органов власти.