Федеральными властями в рамках стратегических приоритетов был определен ряд целевых показателей по основным сферам деятельности, которые были учтены при разработке Концепции СЭР (таблица 1):
- перечень показателей для оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- показатели, намеченные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - N 606.
По ряду целевых показателей (доля инвестиций в ВРП, младенческая смертность и смертность от туберкулеза) текущие показатели Ярославской области лучше, чем установленные целевые значения, поэтому в период реализации Концепции СЭР в целях недопущения снижения темпов экономического развития и роста качества жизни необходимо обеспечивать их поддержание на текущем уровне.
По всем остальным федеральным целевым показателям Ярославская область пока несколько отстает, и в рамках реализации Концепции СЭР необходимо будет обеспечить их выполнение на региональном уровне.
Ряд показателей (доля отечественных лекарств, доля вузов в R&D, вхождение в рейтинг WB и рейтинг университетов, развитие рынка ипотеки, развитие науки) являются общероссийскими и не относятся напрямую к региону, соответственно целевые значения по ним не включались в Концепцию СЭР. Однако, учитывая нахождение на территории Ярославской области фармацевтического кластера и нескольких крупных вузов, на региональном уровне целесообразно стимулировать компании к посильному участию в выполнении данных целей.
Ярославская область должна пропорционально внести свой вклад в общероссийскую задачу повышения производительности труда в 1,5 раза и создания 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест (федеральная цель - создать 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест по всей России пропорционально численности занятых (Россия - 69285 тыс. человек, Ярославская область - 662 тыс. человек), таким образом, в Ярославской области необходимо создать не менее 237 тыс. мест), а также создания специализированных рабочих мест для инвалидов (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" не содержит четкого определения понятия "инвалид", поэтому до выхода необходимых разъяснений невозможно определить имевшуюся в виду численность инвалидов в Российской Федерации и Ярославской области для определения пропорционального вклада Ярославской области в решение задачи).
Таблица 1
Опережающий среднероссийский экономический рост является одной из главных целей развития области, а инвестиции - основной его движущей силой, поэтому сохранение 30-процентной доли инвестиций в ВРП (выше федеральной цели) должно стать одной из основных задач в этой сфере.
Развитие инноваций является одним из стратегических приоритетов развития Ярославской области, поэтому профильные федеральные целевые показатели (затраты на R&D и доля инновационной продукции в ВРП) на региональном уровне должны быть выполнены в полном объеме. Потребности региона при реализации данного стратегического приоритета в высококвалифицированных кадрах обуславливают повышенные требования к системе образования, следовательно, показатели по переквалификации, доле высококвалифицированных кадров и дополнительному школьному образованию должны быть выполнены в полном объеме.
Стабилизация численности населения и снижение смертности являются одними из основных задач в рамках достижения второй главной цели развития региона - кардинального повышения качества жизни в регионе. Соответственно профильные федеральные показатели должны быть выполнены в полном объеме. Более того, ОПЖ является основным из индикаторов достижения данной цели, а его целевое значение установлено несколько выше федеральной цели - 78 лет к 2025 году, но предполагает достижение федеральной цели в 74 года к 2018 году. Смертность от употребления алкоголя, новообразований и болезней системы кровообращения попадают в группу "критических отставаний" региона от среднероссийского уровня и должны быть снижены в первую очередь.
Также в рамках выполнения главной цели по качеству жизни должны быть в полном объеме достигнуты все показатели обеспеченности жильем и повышения его доступности, а очереди на улучшение жилищных условий должны быть не сокращены на 60 процентов, а полностью ликвидированы (сейчас Ярославская область на 40 процентов опережает среднероссийский уровень по данному показателю - 3,9 процента против 5,5 процента семей). Аналогично должен быть перевыполнен целевой показатель по обеспеченности дошкольным образованием: 100-процентная обеспеченность не только в возрасте 3 - 7 лет, а 100 процентов потребности в возрасте 1-7 лет (сейчас Ярославская область на 40 процентов опережает среднероссийский уровень по данному показателю - 72,5 процента против 58,4 процента детей).
Также должны быть в полном объеме достигнуты цели по обеспечению доступности среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (образовательные учреждения и рабочие места) и качеству оказания государственных/муниципальных услуг (реализация принципа "одного окна"). При этом целевые показатели по повышению заработных плат различным категориям работников бюджетной сферы могут достигаться в сочетании с оптимизацией численности персонала и повышением эффективности работы учреждений, в том числе в процессе территориальной оптимизации сетей учреждений, которая является одной из основных задач в рамках стратегического приоритета "Территориальная концентрация и оптимизация инфраструктуры".
Привлечение частных инвестиций является одним из главных принципов реализации стратегического приоритета развития области - "Внедрение интеллектуальных механизмов управления социальными отраслями": обеспечение 30-процентной доли частных инвестиций в ЖКХ является одной из главных задач реализации данного стратегического приоритета, при этом с учетом важности стратегического приоритета при достижении главной цели по качеству жизни целесообразно установить данный показатель не только для сфер тепло- и водоснабжения, но и для всех сфер ЖКХ.
Таким образом, все федеральные целевые показатели полностью соответствуют заложенным в Концепцию СЭР целям, стратегическим приоритетам и инициативам и в полном объеме включены в систему целевых показателей реализации Концепции СЭР (с учетом их причинно-следственных связей с приоритетами Концепции СЭР), а также включены в качестве целевых показателей в состав приоритетных задач по всем направлениям.
В рамках работы СЦК необходимо проработать комплекс мероприятий, которые позволят обеспечить достижение целевых значений федеральных стратегических показателей и определить реперные точки (промежуточные значения) их достижения по этапам реализации Концепции СЭР.
В ходе работ по реализации Стратегии СЭР и других стратегических документов в рамках деятельности СЦК федеральные стратегические показатели должны быть встроены в систему региональных целей и задач с учетом всех причинно-следственных связей. В результате должна быть создана единая система целевых показателей реализации Стратегии СЭР.