3.3.2. Развитие отраслей новой экономики на базе существующих традиционных отраслей.
Реализация данного стратегического приоритета должна позволить решить главную задачу в области экономического развития - создание быстрорастущего сектора экономики, который сможет обеспечить до 30 процентов ВРП в 2025 году.
Чтобы использовать имеющийся человеческий и ресурсный потенциал области, новая экономика должна создаваться на базе тех отраслей, которые, с одной стороны, дают большой вклад в ВРП региона, а с другой стороны, могут предъявлять спрос на инновационные и высокотехнологичные товары и услуги новой экономики.
К таким отраслям можно отнести нефтепереработку, химическую и лакокрасочную промышленность, фармацевтику, высокотехнологичное машиностроение (двигателестроение и турбостроение). На базе каждой из них должны быть созданы полноценные кластеры, включающие не только компании новой экономики и смежных отраслей, но и сферы образования и науки.
Из этих отраслей будет сформирован портфель стратегических отраслей, на поддержку которого Правительство области будет направлять свои усилия в первую очередь.
Чтобы обеспечить реализацию данного стратегического приоритета должны быть решены следующие ключевые задачи:
- стимулирование инвестиций крупных компаний из стратегических отраслей, ведущих свою деятельность в Ярославской области, в новые технологии и глубокую переработку;
- создание условий для размещения научно-исследовательских центров профильных российских и международных корпораций на территории Ярославской области;
- запуск специальных программ поддержки малого инновационного и сервисного бизнеса в стратегических отраслях;
- привлечение средств федеральных институтов развития, открытого акционерного общества "РОСНАНО", открытого акционерного общества "РВК", инновационного центра "Сколково", государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытого акционерного общества "Российский банк развития", Инвестиционного фонда Российской Федерации и профильных федеральных целевых программ (далее - ФЦП) в инвестиционные проекты в стратегических отраслях;
- создание системы подготовки и привлечения кадров, а также системы переподготовки и повышения квалификации кадров по трем ключевым сферам: инженерно-научные кадры по профильным специальностям, молодые предприниматели и высококвалифицированные рабочие.
3.3.3. Внедрение интеллектуальных механизмов управления социальными отраслями.
Как показал стратегический анализ, в Ярославской области недоиспользуется потенциал интеллектуальных механизмов управления социальными отраслями. Реализация данного стратегического приоритета предполагает, что система управления социальными отраслями будет настроена таким образом, чтобы максимально быстро и эффективно внедрять передовые эффективные механизмы решения социальных проблем.
Во многом этот приоритет предполагает изменение концепции деятельности ОИВ: фокус внимания при поиске инструментов решения тех или иных проблем должен сместиться от капитальных затрат к созданию механизмов.
Для обеспечения внедрения интеллектуальных механизмов должны быть решены следующие ключевые задачи:
- переход к системе управления ОИВ, которая нацеливает на результат и стимулирует поиск и внедрение интеллектуальных механизмов, а не освоение бюджетных средств;
- поиск передовых интеллектуальных механизмов и их внедрение в текущую деятельность ОИВ через мероприятия всех областных и ведомственных целевых программ и иные мероприятия;
- привлечение частных инвестиций и операторов на принципах государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в инфраструктурные и социальные отрасли во всех случаях, когда это возможно;
- аутсорсинг и привлечение частных провайдеров услуг и профессиональных операторов во все сферы и во всех случаях, когда это возможно;
- повышение качества государственных и социальных услуг с использованием передовых методов оказания услуг и роста клиентоориентированности соответствующих учреждений, служб и подразделений.
3.3.4. Развитие туризма и сопутствующего бизнеса.
Туристическая отрасль имеет сильный мультипликативный эффект на целый ряд смежных отраслей: общественное питание, транспорт, сервисные услуги, культурно-досуговые развлечения и другие, поэтому в международной практике принято измерять не только прямой, но и косвенный эффект туризма на ВРП. С учетом косвенных эффектов развитие туризма и сопутствующего бизнеса должно к 2025 году обеспечивать не менее 10 процентов ВРП Ярославской области.
При определении стратегии развития туризма должен рассматриваться весь спектр сопутствующего бизнеса и использоваться кластерный подход. Кроме того, необходимо детально проанализировать причины неуспеха в развитии туризма в ходе реализации Стратегии СЭР-2030, в которой туризм также был выделен как стратегический приоритет, но целевые показатели не были достигнуты.
Чтобы обеспечить развитие туризма и сопутствующего бизнеса, должны быть решены следующие ключевые задачи:
- целевой маркетинг и продвижение региона в России и за рубежом с привлечением из бизнеса лучших специалистов по маркетингу;
- стимулирование развития малого сервисного бизнеса во всех профильных для туризма сферах;