Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА


 Потенциальное ядро "каркаса расселения" Ярославской области



Одним из механизмов реализации инициативы стимулирования концентрации населения в зонах опережающего развития является активизация строительства комфортного жилья и создание механизмов повышения его доступности прежде всего для целенаправленно переезжающих (социальный найм, жилищные субсидии и т.д.), в связи с чем возрастает важность задачи развития строительной отрасли региона.

Важными направлениями развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения является развитие рекреационных направлений туризма и стимулирование развития агропромышленного комплекса региона. Однако усилия и меры его поддержки также необходимо сконцентрировать: в пределы "каркаса расселения" должны попасть только наиболее перспективные сельскохозяйственные территории, а меры бюджетной поддержки производителей должны быть сконцентрированы на наиболее эффективных хозяйствах, внедряющих современные технологии и имеющих потенциал экспорта продукции за пределы региона. Соответствующим образом должны быть синхронизированы и бюджетные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, чтобы обеспечить повышение качества жизни персонала наиболее эффективных сельскохозяйственных производителей.

Важнейшей задачей, призванной существенно повысить качество жизни населения региона и одновременно оптимизировать затраты бюджета, является определение размещения объектов регионального значения в соответствии с приоритетами территориального развития (зоны опережающего развития, точки роста), в том числе относящихся к областям:

- инженерной и транспортной инфраструктуры (электро- и газоснабжение; железнодорожный, водный, воздушный транспорт, автомобильные дороги межрегионального и межмуниципального значения);

- социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт и другие).

Решение данной задачи должно стать элементом целевых программ развития всех задействованных ОИВ.

Важнейшим механизмом реализации этого приоритета является реорганизация (укрупнение) МО, которая позволит существенно повысить эффективность работы ОМСУ МО, а также эффективность их взаимодействия с региональной властью и межмуниципальное взаимодействие. Это позволит не только повысить скоординированность работы на региональном и местном уровнях и скорость реализации инициатив, но и улучшит инвестиционный климат региона, необходимый для привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и реализации комплексных проектов развития территорий, в том числе в рамках средних и малых населенных пунктов.

4.6.2. Концепция развития территориальной организации местного самоуправления.

4.6.2.1. По состоянию на 2012 год в состав Ярославской области входят 100 МО: 17 муниципальных районов, 70 сельских и 10 городских поселений, а также 3 городских округа.

Управлением по вопросам местного самоуправления Правительства области разработаны основные направления развития местного самоуправления в Ярославской области, которые предполагают существенную реорганизацию муниципального управления. Указанный документ в январе 2012 года был одобрен решением VI Съезда МО и стал основой областной целевой программы "О развитии органов местного самоуправления на территории Ярославской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 21.01.2013 N 30-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие органов местного самоуправления на территории Ярославской области" на 2013 - 2015 годы".

Ключевыми проблемами сегодняшней системы ОМСУ МО, существенно влияющими на эффективность работы и препятствующими активному развитию муниципальных районов области, являются:

- большое количество МО и ОМСУ МО вследствие высокого уровня рассредоточенности населения по территории области;

- малочисленность и неравномерное распределение населения;

- низкая финансовая обеспеченность ОМСУ МО при постоянно увеличивающемся объеме полномочий (дороги, ЖКХ, общественный транспорт, образование и т.д.);

- нехватка квалифицированных кадров в ОМСУ МО;

- несоответствие территориальной структуры федеральных органов территориальной структуре МО.

Оптимизация системы местного самоуправления предполагает решение двух блоков задач:

- укрупнение и сокращение количества МО;

- реорганизация системы управления (структуры) ОМСУ МО.

Основными эффектами укрупнения МО и реорганизации их системы управления являются:

- повышение эффективности взаимодействия региональных ОИВ и ОМСУ МО при развитии территорий и решении вопросов, касающихся повышения качества жизни населения области, в том числе в сельской местности;

- повышение эффективности работы ОМСУ МО - повышение бюджетной обеспеченности, профессиональности персонала; снижение субъективного фактора;

- повышение прозрачности муниципальной власти для населения (более простая структура, повышение контроля, развитие политической конкуренции);

- сокращение бюджетных расходов на содержание ОМСУ МО (проведение выборов, численность персонала, содержание зданий и аппарата и т.д.).

Проведение реорганизации муниципального управления позволит существенно повысить эффективность и качество работы ОМСУ МО, а также активизирует и обеспечит согласованность мероприятий регионального и муниципального уровней в рамках стратегического развития территорий области.

4.6.2.2. Укрупнение МО.