Показатели социально-экономического развития Ярославской области в 2010 году в сравнении со средними показателями по России
________________
<*> Значения показателей приведены на 2010 г. по данным Росстата, если не указано иное.
<**> Приведены данные за 2009 г., поскольку корректные данные за 2010 г. отсутствуют.
<***> Показатель младенческой смертности приведен за 2011 г., поскольку за 2011 г. он продемонстрировал существенную положительную динамику (резко снизился с 6,9 до 5,7). Однако в 2010 г. наоборот произошел резкий рост показателя в сравнении с 2009 г. - с 6,1 до 6,9 промилле.
Красным цветом выделены наиболее проблемные сферы качества жизни, по которым показатели Ярославской области отстают от среднероссийского уровня более чем на 20 процентов. Зеленым - те сферы, в которых показатели области опережают среднероссийские более чем на 10 процентов, желтым - сферы, показатели области по которым отстают от средних по России на 10 - 20 процентов.
Как видно из таблицы 1, по качеству жизни Ярославская область в целом находится на уровне среднероссийских показателей (13 показателей в красной зоне, 6 показателей - в зеленой и 19 показателей - в желтой и белой зонах). При этом наряду с аспектами, по которым область существенно отстает от среднероссийского уровня (состояние дорог, алкоголизм, смертность и заболеваемость, уровень доходов населения, расходы на ЖКХ, качество образования и т.д.), есть целый ряд показателей, по которым качество жизни в области существенно опережает среднероссийский уровень (младенческая смертность, наркомания, дошкольное образование и т.д.).
Это подтверждается и результатами мониторинга качества жизни в Ярославской области, проводившегося департаментом информационно-аналитического обеспечения Ярославской области: по результатам исследования в 2010 г. по консолидированной оценке область заняла 12 место в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО). Методической основой проведения мониторинга являются Порядок проведения мониторинга и оценки уровня и качества жизни населения Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства области от 27.07.2011 N 551-п "О порядке проведения мониторинга и оценки уровня качества жизни населения Ярославской области", и Методика оценки уровня и качества жизни населения Ярославской области, утвержденная приказом департамента информационно-аналитического обеспечения Ярославской области от 13.09.2011 N 47 "Об утверждении Методики оценки уровня и качества жизни населения Ярославской области".
Важным интегральным показателем, характеризующим качество жизни и привлекательность региона для проживания, является динамика численности населения, и здесь Ярославская область существенно отстает от среднероссийского уровня, что говорит не только о негативных демографических трендах, но и о недостаточной конкурентоспособности региона для привлечения населения и мигрантов извне, которые могли бы компенсировать естественную убыль и старение населения. Итоги социального развития Ярославской области приведены в приложении 4 к Концепции СЭР.
В области экономического развития Ярославская область отстает от среднероссийских показателей, в частности, по темпам роста валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения и темпам привлечения инвестиций.
При средней динамике номинального ВРП на душу населения в 2005 - 2010 годах в 13,3 процента в год Ярославская область находится на 72 месте в Российской Федерации и на последнем в ЦФО. Следствием этого стало падение Ярославской области в рейтинге регионов России по уровню ВРП на душу населения за указанный период с 29 на 38 место.
При этом Ярославская область менее активно, чем регионы-лидеры, привлекает инвестиции, а также менее эффективно их использует:
- средний реальный темп роста инвестиций за 2005 - 2010 годы составлял 2,8 процента при среднем для России - 7,7 процента;
- доля инвестиций в ВРП находится на уровне лучших регионов - 32 процента (среднее для Российской Федерации - 19 процентов), а объем инвестиций на душу населения по состоянию на 2010 год - примерно на среднем для Российской Федерации уровне (Ярославская область - 49,9, Российская Федерация - 64,0 тыс. руб.);
- реальный темп роста ВРП составил 3 процента, что существенно ниже среднероссийского (4,3 процента).
Несмотря на то, что доля инвестиций в основной капитал в ВРП существенно выше среднероссийской, результаты в виде высоких темпов экономического развития отсутствуют. Анализ структуры инвестиций показывает, что основной их прирост пришелся не на доходные отрасли, а на 3 группы отраслей: инфраструктурные, социальные (образование, здравоохранение и ЖКХ), а также на торговлю и услуги. Возможно, часть этих инвестиционных вложений в настоящее время не дала эффект, либо в принципе не способна генерировать существенные мультипликативные эффекты.
2.3. Результаты реализации действующей Стратегии СЭР-2030.
Анализ выполнения целевых показателей, которые были заложены и оцифрованы для первого этапа (2007 - 2012 годы) в Стратегии СЭР-2030, приведенный на рисунке 5, показывает, что большинство целевых показателей недовыполняется. Итоги реализации Стратегии СЭР-2030 приведены в приложении 5 к Концепции СЭР. Во многом такая динамика является следствием мирового финансового кризиса.
Однако крайне негативным с точки зрения долгосрочной перспективы является тот факт, что наибольшее недовыполнение целевых показателей наблюдается по трем стратегическим приоритетам (показатели по ним выделены на рисунке 5 желтым цветом), которые закладывались в Стратегию СЭР-2030:
- развитие транспорта и логистики: динамика грузов не только не приближается к целевому значению, но и абсолютное значение упало почти на 20 процентов по сравнению с изначальным уровнем 2005 года;
- научно-техническое развитие: доля инноваций практически не изменилась за прошедшие 6 лет;
- развитие туризма: фактический уровень доли туризма в доходах бюджета практически не изменился и стал более чем в 5 раз ниже целевого уровня на 2012 год.
Также в качестве стратегических приоритетов в Стратегии СЭР-2030 были выделены промышленность и сельское хозяйство (включая переработку), однако они не были оцифрованы и включены в систему целевых показателей.
Столь существенное невыполнение наиболее приоритетных задач действующей Стратегии СЭР-2030 ставит вопрос о необходимости пересмотра или значительной корректировки Стратегии СЭР-2030 либо изменения механизмов ее реализации.
Рисунок 5