ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2015 года N 294
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 27.08.2018 N 410.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 марта 2011 года N 55 (с последующими изменениями).
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 декабря 2014 года N 564 "Об утверждении программы "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан" на 2014 - 2016 годы".
Исполняющий обязанности
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
И.С.ТИМЕРГАЛИН
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 7 августа 2015 года N 294
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
1) в паспорте государственной программы разделы "Цель и задачи государственной программы", "Перечень подпрограмм", "Целевые индикаторы и показатели государственной программы", "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующих редакциях:
"Цель и задачи государственной программы | Цель: |
Задачи: | |
Перечень подпрограмм | 1) "Развитие науки Республики Башкортостан на 2013 - 2015 годы"; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Объем инновационной продукции; |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2011 - 2015 годах составит 4652073,4 тыс. рублей, |
2) в разделе 5:
а) абзацы второй - шестой изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2011 - 2015 годах составит 4652073,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 184160,0 тыс. рублей;
2012 год - 150714,6 тыс. рублей;
2013 год - 664165,8 тыс. рублей;
2014 год - 788524,3 тыс. рублей;
2015 год - 2864508,7 тыс. рублей.";
б) дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"Средства федерального бюджета привлечены на реализацию мероприятий по развитию нефтехимического инновационного территориального кластера Республики Башкортостан в объеме 109703,14 тыс. рублей в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан от 26 декабря 2014 года N 20-ИТК-14, заключенным между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан.";
3) в разделе 6:
а) абзацы второй - пятый изложить в следующей редакции:
"Государственная программа включает в себя следующие подпрограммы:
1) "Развитие науки Республики Башкортостан на 2013 - 2015 годы";
2) "Содействие развитию инновационной деятельности в Республике Башкортостан на 2011 - 2015 годы";
3) "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан в 2015 году";
4) "Обеспечение реализации государственной программы "Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан";
а также в части мероприятий на период 2012 - 2014 годов Республиканской целевой программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2012 - 2016 годы, исполнителем которых является государственное бюджетное научное учреждение "Академия наук Республики Башкортостан".";
б) в подразделе 6.1 "Подпрограмма "Содействие развитию инновационной деятельности в Республике Башкортостан на 2011 - 2015 годы" раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" паспорта подпрограммы изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение подпрограммы | Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2011 - 2015 годах составит 2297168,7 тыс. рублей, |
в) в подразделе 6.1.4 "Ресурсное обеспечение подпрограммы" абзацы второй - шестой изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования подпрограммы составит 2297168,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 184160,0 тыс. рублей;
2012 год - 107419,6 тыс. рублей;
2013 год - 79454,1 тыс. рублей;
2014 год - 76694,7 тыс. рублей;
2015 год - 1849440,3 тыс. рублей.";
г) дополнить подразделом 6.3 "Подпрограмма "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан в 2015 году" следующего содержания:
6.3. Подпрограмма "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан в 2015 году"
ПАСПОРТ подпрограммы "Развитие нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан в 2015 году"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель государственной программы) | Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан |
Цель и задачи подпрограммы | Цель: |
Задачи: | |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | Число высокопроизводительных рабочих мест, созданных или появившихся в результате модернизации имеющихся рабочих мест, ед.; |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2015 год, без деления на этапы |
Ресурсное обеспечение подпрограммы | Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2015 году составляет 123425,3 тыс. рублей, |
6.3.1. Краткая характеристика текущего состояния в сфере развития нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан и проблем, на решение которых направлена подпрограмма
В настоящее время тенденция развития нефтехимической отрасли Российской Федерации существенно отстает от общемировых. Из производимых в мире более 3000 наименований крупнотоннажных и более 50000 малотоннажных востребованных экономикой нефтехимических продуктов в Российской Федерации освоено соответственно не более 100 и 500. На импорт необходимых продуктов российские потребители ежегодно затрачивают триллионы рублей, питая российскими деньгами западную экономику.
Без этой нефтехимической продукции невозможно производство всех без исключения высокотехнологичных наукоемких изделий. В итоге оборонная, авиационная, космическая и автомобильная промышленность, электроника, топливно-энергетический комплекс и многие другие ключевые отрасли экономики России находятся в фатальной зависимости от импортных поставок.
В мировой практике крупные нефтехимические компании выпускают, как правило, полупродукты - сырье для дальнейших переделов малыми и средними предприятиями. Российские нефтехимические гиганты в последние годы ведут работу по реанимации закрытых после распада СССР и по созданию новых производств. Однако малые и средние предприятия, выпускающие конечную товарную продукцию, - ключевая составляющая выхода на независимость от импорта - остались за пределами государственного внимания.
Необходимым условием успешной конкуренции на рынке производителей малотоннажных химических продуктов является способность производства к быстрому изменению ассортимента продукции в соответствии с конъюнктурой рынка, что, в свою очередь, требует доступа к современной аналитической базе, отработке технологий в пилотном и опытно-промышленном масштабах.
Также необходимо отметить важность создания гибких химико-технологических систем по расширению спектра химических продуктов, поскольку проектирование, монтаж и ввод в эксплуатацию промышленных установок химического синтеза, ориентированных на выпуск только одного малотоннажного продукта, не имеют перспективы.
В Республике Башкортостан существует уникальная возможность для ускоренной ликвидации отставания Российской Федерации в производстве конечной товарной нефтехимической продукции. Регион - лидер страны по концентрации крупных нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Именно здесь были созданы и успешно функционируют десятки малых и средних предприятий, выпускающих широкую линейку малотоннажной нефтехимической продукции, имеется развитая сеть научных, проектных и образовательных специализированных учреждений.
Для поддержки и координации работы указанных предприятий в 2012 году был создан Кластер.
Основные специализации Кластера - разработка спектра технологий нефтепереработки и нефтехимии (от подготовки и первичной переработки до комплекса вторичных процессов), проектирование нефтехимических комплексов, предоставление инжиниринговых услуг, производство нефтехимической продукции. Разработчиками и производителями такой продукции являются градообразующие предприятия Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая, Октябрьского.
В рамках Кластера также осуществляются:
подготовка и обеспечение процессов разработки, опытно-промышленного производства, реализации биотехнологической продукции;
внедрение новейших биотехнологий в химическую и нефтехимическую промышленность.
Одним из главных факторов, сдерживающих развитие Кластера, является низкая эффективность использования потенциала соответствующих инновационных малых и средних предприятий.
Первым шагом решения такой задачи стало создание на производственной площадке ГУП "Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан" (далее - ГУП ИНХП РБ) Центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию (далее - ЦКД), что позволило обеспечить субъекты малого и среднего предпринимательства научными и аналитическими услугами. Для реализации соответствующих проектов было приобретено уникальное научно-аналитическое и пилотное оборудование.
Отличительной особенностью ЦКД является его трехблочная организационная структура:
I блок - оборудование для количественного и качественного анализов;
II блок - экспериментально-пилотная база;
III блок - опытно-промышленная база.
Трехблочная структура ЦКД обеспечивает проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований широкого спектра, позволяет осуществить весь комплекс необходимых работ: от поисковой разработки до выпуска опытно-промышленной партии продукта.
ЦКД проводит специализированные исследования нефти, природного газа, продуктов газо- и нефтепереработки, а также продуктов неорганического и органического синтеза, природных и синтетических материалов и полимеров, объектов экологии и социальной сферы.
Несмотря на то, что масштабная модернизация нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей дала уникальные возможности для роста отечественного инженерного потенциала, одновременно это вызвало мощнейшую экспансию в отечественную экономику зарубежных инжиниринговых компаний с их технологиями и материалами. Сегодня на российском рынке активно действуют ведущие мировые лицензиары и инжиниринговые компании, обладающие большим финансовым потенциалом, что приводит к прекращению внедрения в Российской Федерации новых отечественных технологических процессов нефтепереработки, вытеснению российских научных и проектных организаций с рынка инжиниринговых услуг, резкому росту количества импортного оборудования, используемого при модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
Таким образом, следующим этапом развития Кластера должна стать поддержка отечественных научных и проектных организаций.
Подпрограммой предусмотрена реализация основного мероприятия "Реализация комплексного инвестиционного проекта нефтехимического территориального кластера Республики Башкортостан". В рамках подпрограммы под комплексным инвестиционным проектом по развитию Кластера подразумевается комплекс взаимосвязанных инвестиционных проектов и мероприятий, на реализацию которых предусмотрены бюджетные ассигнования в текущем финансовом году и которые направлены на развитие территориального кластера, включая:
проекты по созданию и (или) обеспечению деятельности Инжинирингового центра;
мероприятия по следующим направлениям:
а) обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера;
б) профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций - участников Кластера по направлениям реализации подпрограммы, в том числе за рубежом;
в) консультирование организаций - участников Кластера по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере;