Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (с изменениями на: 29.07.2015)


4. Приоритетные направления кадровой политики


4.1. Приоритетными направлениями кадровой политики Республики Коми как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе являются:

1) создание эффективной системы наполнения регионального рынка труда необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими стратегическим задачам развития Республики Коми;

2) повышение эффективности кадровой работы в органах государственного и муниципального управления в Республике Коми;

3) повышение эффективности экономики, социальной сферы и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за счет формирования профессиональных компетенций кадров;

4) обеспечение социальных гарантий в области заработной платы и доходов, создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.

4.2. Приоритетным направлением кадровой политики в Республике Коми является создание эффективной системы наполнения регионального рынка труда необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими стратегическим задачам развития Республики Коми.

Создание качественно новых трудовых ресурсов может послужить объективной основой прогрессивных изменений в экономике республики. В основе такого развития и использования кадрового потенциала лежит ориентация на высококвалифицированную рабочую силу, интегрированную в систему производства; на непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации; на мобильность рабочей силы и гибкость организации труда; на партнерские отношения между участниками трудовых отношений.

Чем выше общий уровень образования и уровень профессиональной подготовки кадров, тем значительнее роль трудовой составляющей в производстве, тем меньше социальных проблем, связанных, к примеру, с занятостью. Особую значимость высокий образовательный уровень имеет при крупных изменениях в отраслевой структуре хозяйства, поскольку позволяет работнику быть более универсальным, мобильным, быстрее освоить новую профессию или специальность, если прежняя оказалась невостребованной. Важное значение имеют и профессиональная подготовка, приобретение и накопление производственного опыта. Это особенно важно для профилактики безработицы среди молодежи. Отсутствие у молодых людей достаточного трудового опыта и необходимой производственной квалификации препятствует их вступлению в трудовую жизнь, не дает быть равносильными участниками конкурентного рынка рабочей силы.

В развитии системы образования и профессиональной подготовки важнейшую роль играет соблюдение постоянного соответствия между структурно-качественными характеристиками трудовых ресурсов и объективными потребностями экономики, то есть знание не только текущей ситуации на рынке труда, но и долговременных кадровых потребностей работодателей.

4.2.1. С учетом сложившегося опыта и достигнутых результатов дальнейшая работа по созданию эффективной системы наполнения регионального рынка труда необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими стратегическим задачам развития Республики Коми, будет проводиться по следующим основным направлениям:

1) развитие и реализация механизма формирования прогнозной потребности экономики в квалифицированных кадрах по всем уровням профессионального образования:

а) повышение качества прогноза потребности экономики Республики Коми в квалифицированных рабочих кадрах на среднесрочную перспективу через расширение охвата организаций, участвующих в формировании прогнозной потребности в квалифицированных кадрах, и улучшение качества предоставляемых указанными организациями данных;

б) совершенствование механизма формирования прогнозной потребности экономики в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием;

в) разработка и реализация механизма формирования прогнозной потребности в кадрах для реализации действующих и планируемых инвестиционных проектов;

г) совместная работа региона и федерального центра по разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы формирования достоверного прогноза потребности рынков труда в кадрах по всем уровням образования, вопросы формирования системы стимулов и преференций для привлечения бизнеса к участию в функционировании системы профессионального образования;

2) регулирование объемов и профилей подготовки кадров в учреждениях профессионального образования с учетом демографических процессов и прогнозной потребности экономики в кадрах;

3) дальнейшая оптимизация и развитие системы профессионального образования Республики Коми с учетом прогнозной потребности экономики в кадрах, а также изменение содержания профессионального образования и технологий обучения с учетом потребностей рынка труда.

В Республике Коми проведена реструктуризация учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении региона. Направления дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений, актуализации содержания образования и технологий обучения в соответствии с запросами рынка труда определены Концепцией модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Коми от 8 ноября 2010 года N 486-р.

В настоящее время в условиях нормативного финансирования текущее финансирование учреждений профессионального образования осуществляется в рамках ведомственной целевой программы "О предоставлении начального профессионального и среднего профессионального образования в Республике Коми";

4) формирование и реализация государственного заказа на подготовку кадров предполагает развитие договорных отношений между работодателями и учреждениями профессионального образования;

5) разработка механизма закрепления молодых специалистов за организациями с учетом потребностей в них соответствующих секторов экономики и социальной сферы (обучение по специальности, распределение, трудоустройство), подготовка в этих целях соответствующих методик.

4.3. Приоритетным направлением кадровой политики в Республике Коми является повышение эффективности кадровой работы в органах государственного и муниципального управления в Республике Коми.

Мероприятия по повышению эффективности кадровой политики на государственной и муниципальной службе Республики Коми будут реализовываться в рамках Концепции повышения эффективности государственного и муниципального управления в Республике Коми на период до 2020 года, одобренной распоряжением Главы Республики Коми от 25 октября 2010 года N 333-р.

4.4. Приоритетным направлением кадровой политики в Республике Коми является повышение эффективности экономики, социальной сферы и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления за счет формирования профессиональных компетенций кадров.

От уровня образования напрямую зависит качество человеческих ресурсов, а следовательно, и состояние экономики. В кадровом сопровождении экономических реформ, профессионализации общественного труда, в более эффективном использовании человеческого ресурса общества все более возрастает роль системы дополнительного профессионального образования для взрослых. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда только для поддержания профессионального уровня сотрудников на прежнем уровне организациям необходимо обучать ежегодно не менее 25 процентов работающих, и затраты организаций на эти цели должны составлять не менее 1,5 процента фонда оплаты труда. Крупные российские компании затрачивают на профессиональное развитие средства в размере от 2 до 10 процентов фонда заработной платы. Эти затраты являются капитальными вложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, то есть увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей.

Данное направление кадровой политики Республики Коми предполагает:

1) развитие мер государственной поддержки, направленных на повышение профессионального уровня руководителей и специалистов организаций через реализацию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации на условиях полного или частичного финансирования обучения за счет средств республиканского или федерального бюджетов;

2) разработка и реализация мер по стимулированию участия работодателей в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;