Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (с изменениями на: 29.07.2015)

1. Общие положения


1.1. Анализ ситуации по формированию и использованию человеческих ресурсов в Республике Коми показывает, что обеспечение рабочими и управленческими кадрами реального сектора экономики и бюджетной сферы серьезно влияет на социально-экономическое развитие Республики Коми.

Негативные демографические процессы и отток населения из региона приводят к уменьшению численности трудовых ресурсов, увеличению их среднего возраста, сокращению численности работников в производственной сфере и увеличению ее в непроизводственной, что создает дополнительные риски для экономики в целом. Очевидно, что высокий уровень развития человеческого капитала и эффективные механизмы его использования - важнейшие предпосылки эффективного развития общества. "Необходимо обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики...", - отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое состоялось 31 августа 2010 года.

Вместе с тем на сегодняшний день в России отсутствует государственная кадровая политика как целостная система в сфере государственного управления воспроизводством и рациональным использованием кадрового потенциала общества.

Кадровая политика и кадровая работа в советский период носила чисто прикладной характер и касалась в основном решения конкретных вопросов подбора, расстановки и воспитания кадров аппарата партийных и советских органов, различных отраслей народного хозяйства. Попытки изменить такую ситуацию предпринимались в конце 80-х годов, но не получили необходимого развития. В России проблемами кадровой политики начали серьезно заниматься лишь в 1993 году, когда вышел ряд указов Президента Российской Федерации, был создан Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, советы по кадровой политике в субъектах Российской Федерации, были начаты теоретические проработки проблем кадровой политики.

При продолжающихся процессах государственного устройства и реформирования российского общества концепция кадровой политики Российской Федерации как стратегический документ в настоящее время отсутствует, хотя некоторые вопросы кадровой политики находят отражение в федеральных законах, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.

В таких условиях непосредственными стратегами и организаторами работы по регулированию кадровых процессов в социальной и экономической сферах жизни выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Параллельно идет процесс практического решения ряда неотложных кадровых проблем, в ходе которого формируются отдельные компоненты государственной кадровой политики, делаются разработки теоретических основ кадровой политики. Указанные направления зачастую развиваются самостоятельно, не всегда взаимно обогащая, а нередко даже отрицая друг друга.

В Республике Коми с конца 90-х годов идет процесс формирования отдельных компонентов кадровой политики, отвечающей потребностям рынка труда.

На сегодняшний день в государственном управлении Республики Коми сложилась определенная система работы по регулированию кадровыми процессами в социальной и экономической сферах жизни, что позволило добиться позитивных изменений по ряду направлений.

Для дальнейшей реализации планов экономического и социального развития, обозначенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, необходим концептуальный документ, который бы определял правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы не только по вопросам развития человеческих ресурсов.

Концепция кадровой политики Республики Коми (далее - Концепция) разработана с целью повышения эффективности государственного управления развитием человеческих ресурсов в Республике Коми, удовлетворения потребности секторов экономики и социальной сферы в профессионально подготовленных кадрах.

Концепция отражает основополагающие подходы министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми к развитию человеческих ресурсов в Республике Коми. Концепция включает определяющие принципы, приоритеты и основные механизмы по формированию, воспроизводству и развитию человеческих ресурсов, соответствующие Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45.

1.2. Основные термины и понятия Концепции:

1) кадровая политика - деятельность министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления, различных секторов экономики и социальной сферы, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач;

2) объекты кадровой политики - процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала организаций всех форм собственности в Республике Коми;

3) субъекты государственной кадровой политики - организации всех форм собственности, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе управления;

4) механизм обеспечения кадровой политики - комплекс мер по осуществлению цели и задач кадровой политики;

5) кадровый потенциал - способность кадров решать стоящие перед ними текущие и перспективные задачи. Он определяется численностью кадров, их образовательным уровнем, личностными качествами, профессионально-квалификационной, половозрастной структурой, характеристиками трудовой и творческой активности;

6) кадры - постоянный состав работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями всех форм собственности;

7) трудовые ресурсы - трудоспособное население, занятое независимо от возраста в экономике, а также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе;

8) человеческие ресурсы - количество людей, составляющих трудовые ресурсы, и потенциал, которым обладают эти люди (компетенция, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию).