ГУБЕРНАТОР АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 июля 2015 года N 54-рг

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


В целях реализации в Алтайском крае Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, утвердить прилагаемую Концепцию демографического развития Алтайского края на период до 2025 года.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН


Утверждена
Распоряжением
Губернатора Алтайского края
от 31 июля 2015 года N 54-рг

     

 КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Общие положения

Концепция демографического развития Алтайского края на период до 2025 года (далее по тексту - "Концепция") представляет собой систему целей, принципов, задач и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов и является основой для разработки регулирующих мер, направленных на повышение рождаемости, оказание поддержки семье, охрану здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение миграционной убыли и прочие аспекты демографического развития.

Концепция является составной частью демографической и миграционной политики Российской Федерации и основывается на законодательно установленном разделении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

При разработке Концепции учитываются особенности демографического развития Алтайского края, которые исходят из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны реализовываться с учетом целей, задач и приоритетов демографического развития Алтайского края.

2. Характеристика демографической ситуации в Алтайском крае и обоснование необходимости разработки Концепции

Алтайский край - регион с демографической ситуацией, отражающей общие закономерности демографического развития России (низкая рождаемость, высокий уровень смертности и, как следствие, снижение численности населения). Особенностями демографического развития Алтайского края являются значительные диспропорции в численности населения, соотношении компонентов ее изменения, размещении населения по муниципальным образованиям, значительная миграционная убыль населения (преимущественно трудоспособного возраста).

Численность постоянного населения края на начало 2015 года составила 2384,8 тыс. человек. Снижение численности населения наблюдается в регионе с 1995 года.

Динамика уровня рождаемости в целом соответствует общероссийской, а его значение превышает показатель по России за последние 10 лет в среднем на 2,5%, однако рост рождаемости не компенсирует естественные и миграционные потери. Низкая рождаемость обусловлена современной структурой семьи, девальвацией семейных ценностей, неудовлетворенностью условиями жизни, неблагоприятными условиями труда, снижением уровня репродуктивного здоровья.

В значительной степени на рождаемость влияют процессы брачности. В Алтайском крае, как и в России в целом, стабильно повышается средний возраст вступления в брак, что приводит к откладыванию первых рождений и оказывает негативное влияние на возрастную структуру рождаемости.

С 2004 года уровень общей смертности в Алтайском крае стал превышать показатель по Российской Федерации в среднем на 0,84 в расчете на 1000 населения, а с 2011 года разница между показателями смертности возросла и в 2014 году достигла 1,1 на 1000 населения (Российская Федерация - 13,1, Алтайский край - 14,2). Анализ смертности по причинам показал, что ситуация, складывающаяся в Алтайском крае, соответствует общероссийской. В структуре смертности первое место занимают болезни системы кровообращения, второе - новообразования, третье - внешние причины. Особенностью Алтайского края является повышенная доля самоубийств в структуре внешних причин смерти (в 2014 году показатель по региону превысил показатель по России в 1,85 раза).

Динамика показателя младенческой смертности в Алтайском крае в целом соответствует общероссийской тенденции снижения младенческой смертности. С 2004 года младенческая смертность ежегодно превышает общероссийский показатель в среднем на 0,9 в расчете на 1000 родившихся живыми, в 2014 году - на 1,1.

В показателях смертности сохраняются значительные гендерные и территориальные различия. Так, в 2014 году показатель преждевременной смертности сельских жителей превысил аналогичный показатель у жителей городов на 47,7%. Уровень преждевременной смертности женщин села выше на 46,6%. Показатель преждевременной смертности у сельских мужчин выше, чем у городских, на 42,3%.

С 2006 года ожидаемая продолжительность жизни по Российской Федерации стала превышать показатель по Алтайскому краю, причем с 2009 года разница в продолжительности жизни увеличивалась. Аналогичная тенденция характерна для городского населения (как для мужчин, так и для женщин). Для сельского населения динамика продолжительности жизни значительно отличается. До 2010 года показатель по региону превышал общероссийский, но в последние годы наметилась тенденция к увеличению разницы в ожидаемой продолжительности жизни в значительной степени за счет снижения продолжительности жизни сельских женщин. В 2014 году в Алтайском крае ожидаемая продолжительность жизни при рождении лиц женского пола составила 70,01 лет, в России - 70,93 лет (предварительные данные).

Основным компонентом снижения численности населения является миграционная убыль, доля которой в 2014 году составила более 56,9%. Наиболее существенной является миграционная убыль трудоспособного населения (свыше 70%). С 2005 года миграционная убыль населения формируется за счет значительного превышения отрицательного сальдо миграции в пределах России над положительным сальдо международной миграции. В структуре миграционных потоков наибольшую долю составляют внутрирегиональные перемещения (в среднем 64%), вследствие которых происходит смещение населения к Барнаульской агломерации. Лишь 8 территорий края в последние годы имеют стабильный положительный миграционный баланс.

Реализация комплекса мер по решению первоочередных демографических проблем способствовала появлению в Алтайском крае позитивных изменений в демографической ситуации. С 2005 года в регионе стали сокращаться естественная и миграционная убыль населения, а с 2007 года отмечается рост общего и суммарного коэффициентов рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости в 2012 году составил 1,841 детей на 1 женщину и превысил показатель, обозначенный в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (1,750). Тренды уровней общей смертности и смертности населения трудоспособного возраста (преждевременной смертности) приобрели нисходящую направленность.

Главным итогом достигнутых позитивных изменений в демографической ситуации является существенное сокращение темпов убыли населения края за счет снижения показателя естественной убыли.

Вместе с тем положительная динамика основных демографических показателей еще не свидетельствует о стабилизации демографической ситуации в целом. В течение последних пяти лет рост общей численности населения отмечается только в 6 территориях края, население большинства муниципальных образований сокращается. Достигнутый уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения и является самым низким в Сибирском федеральном округе.

В ближайшие десятилетия демографические процессы в крае будут протекать в условиях выраженной неблагоприятной динамики возрастной структуры населения, что будет выражаться в увеличении численности и удельного веса старших возрастных групп населения при одновременном сокращении численности населения трудоспособного возраста и существенном росте демографической нагрузки. Наиболее интенсивно эти процессы будут реализовываться в городах и районах, уже имеющих высокую долю пожилого населения и устойчивую миграционную убыль, являющуюся одной из причин снижения численности трудоспособного населения.

По среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики, к 2025 году доля лиц старше трудоспособного возраста составит почти треть (30,4%) в общей численности населения края, а доля лиц трудоспособного возраста снизится до 51,4%. Прогнозируемые изменения, усугубленные миграционной убылью женщин репродуктивного возраста, приведут к снижению уровня рождаемости. Вследствие этого произойдет увеличение естественной убыли населения, что приведет к дальнейшему сокращению численности населения края к 2025 году до 2184,1 тыс. человек.

В сложившихся условиях неблагоприятного течения демографических процессов решение задач долгосрочного развития региона, определенных стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, требует реализации дополнительного комплекса мероприятий, направленных на обеспечение стабилизации численности населения.

3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Алтайского края на период до 2025 года

Целями демографической политики Алтайского края являются стабилизация численности населения региона, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 73 лет.

Достижение целей демографической политики Алтайского края в значительной степени зависит от стабильности экономического роста, повышения благосостояния населения, уменьшения дифференциации по доходам, повышения миграционной привлекательности региона.

В основу демографической политики Алтайского края положены следующие принципы:

комплексность решения демографических задач;

единство целей демографической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

гармонизация интересов личности, общества и государства;

концентрация на приоритетных направлениях демографического развития и выбор адекватных механизмов решения демографических проблем;

оперативное реагирование на изменение демографической ситуации в текущий период, ее прогнозирование и упреждающее воздействие на возможную негативную динамику демографических процессов;

учет особенностей демографического развития муниципальных образований Алтайского края и дифференцированный подход к разработке и реализации муниципальных программ демографического развития;

взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества в решении демографических проблем;

обеспечение региональной безопасности Алтайского края, защищенности и благополучия населения;

открытость и доступность информации о демографических процессах и принимаемых управленческих решениях в рамках реализации демографической политики.

Задачами демографической политики Алтайского края на период до 2025 года являются:

охрана здоровья граждан и создание условий для ведения здорового образа жизни;

снижение уровня смертности населения;

сохранение достигнутого уровня рождаемости;

укрепление института семьи и повышение престижа родительства;

регулирование миграции и оптимизация системы расселения в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития региона.

Решение задачи по охране здоровья граждан и созданию условий для ведения здорового образа жизни включает в себя следующие направления:

обеспечение доступности всех видов медицинской помощи для населения, в том числе для жителей сельской местности и отдаленных районов;

развитие инфраструктуры медицинской профилактики в системе оказания первичной медико-санитарной помощи;

совершенствование форм и методов диспансеризации и профилактических осмотров детского и взрослого населения Алтайского края;

снижение распространенности хронического алкоголизма и наркомании до показателей, не превышающих средние по Российской Федерации;

снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями (прежде всего туберкулеза и ВИЧ-инфекций) до уровней не выше средних по Российской Федерации;

повышение информированности граждан через средства массовой информации, образовательные учреждения, учреждения культуры о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения;

разработку механизмов организации отдыха и досуга населения, обеспечение условий для самореализации молодежи, поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья;

формирование в организациях различных правовых форм и собственности условий, способствующих приверженности членов трудовых коллективов к ведению здорового образа жизни, здоровому питанию, мотивирующих на занятия физкультурой, спортом и туризмом;

улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов, создание для них условий, обеспечивающих бытовую, социальную и трудовую реабилитацию, адаптацию и интеграцию.

Решение задачи по снижению уровня смертности населения включает в себя следующие направления:

снижение смертности от заболеваний, определяющих ее структуру, в том числе от болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний;

сокращение материнской смертности до уровня не выше 14,5, младенческой смертности до 7,0 на 1000 рожденных живыми и последующее снижение до показателей ниже средних по Российской Федерации;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

сокращение уровня смертности и травматизма на пожарах, профилактика пожаров и снижение их социальных последствий;

сокращение уровня смертности от самоубийств.

Решение задачи по сохранению достигнутого уровня рождаемости включает в себя следующие направления:

сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения как необходимого условия, обеспечивающего возможность иметь желаемое число детей;

формирование у молодых семей ориентации на более раннее рождение первого ребенка и создание условий для его реализации;

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей;

реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью;

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на базе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

повышение доступности жилья для семей с детьми;

создание в крае социально-экономических условий, способствующих росту удельного веса семей, способных к самообеспечению;

профилактика нарушений трудовых прав лиц с семейными обязанностями;

реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа прерывания беременности (абортов);

дальнейшее развитие системного межведомственного подхода к сохранению репродуктивного здоровья населения.

Решение задачи по укреплению института семьи и повышению престижа родительства включает в себя следующие направления:

пропаганда ценностей семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

создание экономических и социальных условий, мотивирующих на создание многодетных семей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»