Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования городского округа "Город Белгород" (с изменениями на 24 мая 2024 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 приводится по состоянию на 1 октября 2014 года.


(абзац введен постановлением администрации города Белгорода от 24.05.2024 N 80)


В настоящее время сеть общеобразовательных учреждений города Белгорода представлена 45 организациями, в том числе 1 специальной (коррекционной) школой VIII вида, 1 вечерней (сменной) школой, образовательная сеть позволяет удовлетворять различные образовательные потребности обучающихся. Из общего количества средних школ 12 реализуют образовательные программы повышенного уровня. В городе открыты одна основная школа, два учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, специальная (коррекционная) школа.


В муниципальных общеобразовательных учреждениях обучаются 32599 учащихся. Отсутствие строительства новых школ, открытие 20 дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений в 2012, 2013 годах привело к уменьшению мощности общеобразовательных учреждений с 30885 до 28965 мест. Несмотря на принимаемые меры по регулированию набора учащихся в 1-е и 10-е классы, контролю приема учащихся в общеобразовательные учреждения, корректировке границ микрорайонов общеобразовательных учреждений, распределение контингента обучающихся по учреждениям так и остается неравномерным. Превышение проектной мощности наблюдается в учреждениях повышенного уровня, а также в учреждениях, расположенных в центре города и микрорайонах, где идет интенсивное жилищное строительство (Харьковская гора, Крейда). Это обусловило рост числа школьников, обучающихся во вторую смену, с 4121 до 4188 (23 школы, 50%) и средней наполняемости классов с 24 до 24,3 (без учета специальных (коррекционных) классов VII вида).


Одним из основных направлений развития муниципальной системы общего образования является расширение вариативности предоставляемых образовательных услуг и создание условий для выбора индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся независимо от места жительства, социального статуса, состояния здоровья.


С 1 сентября 2013 года по желанию родителей (законных представителей) и учащихся к обучению по очной форме приступил 32531 учащийся. Вне организации получают общее образование в форме семейного образования 25 человек и самообразования - 2 человека. Обеспечивается проведение промежуточной аттестации экстерном учащихся, получающих общее образование в формах семейного образования и самообразования.


В 2013 году удовлетворены потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) в образовательных услугах повышенного уровня.


В 28 общеобразовательных учреждениях открыто 343 класса с углубленным изучением отдельных предметов и 117 классов профильного обучения, в которых обучаются 8175 школьников (28,5% от числа обучающихся 2 - 11 классов).


За последние три года наблюдается стабильное увеличение количества старшеклассников, обучающихся по индивидуальным учебным планам (в среднем на 12% в год).


В 40 общеобразовательных учреждениях города организовано профессиональное обучение учащихся 10 - 11 классов по 13 специальностям. Всего профессиональным обучением в городе охвачено 3045 старшеклассников (94,7% от общего количества), из них в Межшкольном учебном комбинате обучается 1048 учащихся. Одну профессию осваивают 2253 старшеклассника (74%), две - 668 (21,9%). Функционируют 6 ресурсных центров по обучению учащихся профессии "Водитель" (ОУ NN 10, 18, 29, 40, 42, 48).


Расширяются масштабы кадетского движения и вариативность содержания реализуемых в его рамках программ. В настоящее время в 13 общеобразовательных учреждениях созданы и функционируют кадетские классы (29% от всех ОУ). Количество кадетских классов увеличилось до 81 и количество кадет - с 1155 до 1928. Наряду с традиционными профилями подготовки кадет (моряки, пограничники, общевойсковая подготовка, спасатели МЧС, морская пехота, десантная подготовка, таможенное дело, авиационная подготовка, казачество) получили развитие новые направления - авиационно-космическое (СОШ N 17), юные инспектора дорожного движения (СОШ N 48), юные омоновцы (СОШ N 37).


Одним из приоритетов развития муниципальной системы образования является создание условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В 17 общеобразовательных учреждениях города функционирует 31 класс для детей с задержкой психического развития, в котором обучаются 325 детей. Для 152 детей с интеллектуальными нарушениями, 144 из которых являются детьми-инвалидами, созданы необходимые условия на базе МСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - СКОШ N 30 VIII вида. Однако численность детей в 7 из 30 специальных (коррекционных) классов VII вида превышает нормативную, потребность расширения сети коррекционных классов сохраняется.


Ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры общеобразовательных учреждений. В рамках реализации федеральной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" базовыми образовательными учреждениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры, стали общеобразовательные учреждения NN 7, 10, 19, 43. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут посещать массовую школу, обучение осуществляется на дому (307 человек, в том числе 140 детей-инвалидов) и в Центре дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат" (51 человек, в том числе 21 ребенок-инвалид получает образование в рамках сетевого взаимодействия). Общеобразовательными учреждениями NN 17, 29, 30, 32, 41 организовано обучение детей в следующих медицинских организациях: ОГКБУЗ "Областной детский противотуберкулезный диспансер", ОГКБУЗ "Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница", ОГБУЗ "Детская областная клиническая больница" и МБУЗ "Городская детская больница" г. Белгорода.


В городе сложилась функциональная система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей. Она включает организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников, в том числе и по индивидуальным учебным планам; деятельность городской школы для одаренных детей, к работе в которой ежегодно привлекаются преподаватели вузов Белгорода; реализацию проекта "Школа юного исследователя" в сотрудничестве с БГТУ им. В.Г.Шухова; организацию летних профильных смен в детских оздоровительных лагерях и участие в выездных школах; олимпиадно-конкурсное движение и пр. С 2010 г. на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N 38" действует Центр для одаренных детей.