Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 августа 2015 года N 480-р


[О Концепции развития водного такси в Чувашской Республике]

____________________________________________________________________
Утратил силу с 06.04.2023 на основании Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.04.2023 N 324-р.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 30 июля 2019 года)

(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.07.2019 N 672-р)




1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития водного такси в Чувашской Республике (далее - Концепция).


2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на текущий финансовый год и плановый период на реализацию подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 декабря 2018 г. N 496, и с привлечением средств субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров водным транспортом в Чувашской Республике.


(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.07.2019 N 672-р)


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике руководствоваться положениями Концепции при планировании и осуществлении мероприятий по развитию внутреннего водного транспорта на территории Чувашской Республики.



Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН



Утверждена
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 04.08.2015 N 480-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТАКСИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.07.2019 N 672-р)




I. Общие положения


За последние годы среди транспортных услуг, получивших развитие во многих странах, важное место заняли услуги водного такси, которые предусматривают внутригородские и пригородные водные пассажирские перевозки с использованием маломерных судов.


Водное такси - это удачное дополнение к используемым видам транспорта, направленное на решение многих проблем, связанных с транспортным дискомфортом.


Развитие системы перевозок пассажиров водным транспортом является актуальным для многих регионов России. По данным Федеральной службы государственной статистики, внутренним водным транспортом в 2013 году в субъектах Российской Федерации перевезено 13 млн. пассажиров. В Чувашской Республике перевозку пассажиров внутренним водным транспортом осуществляет открытое акционерное общество "Чебоксарский речной порт". За период навигации 2014 года открытым акционерным обществом "Чебоксарский речной порт" перевезено 84,7 тыс. человек, что составило 107 процентов к 2013 году (79,7 тыс. человек).


Исследование потенциала Чувашской Республики по организации перевозок пассажиров внутренним водным транспортом показало наличие необходимых условий для успешного развития рынка услуг водного такси с использованием маломерных судов. Основным фактором развития данного вида деятельности является высокий уровень потенциального спроса на услуги речного транспорта в акватории реки Волги. В республике основными пользователями водного такси могут стать как любители пляжного отдыха, рыбаки, дачники, чьи участки находятся в Заволжском районе г. Чебоксары (далее - Заволжье), жители населенных пунктов Заволжья и работающие в них, так и отдыхающие туристских баз и санаториев республики, внутренние и въездные туристы.


Концепция развития водного такси в Чувашской Республике (далее - Концепция) определяет основную цель, задачи, потенциал, проблемы, механизмы и ожидаемые результаты развития водного такси в Чувашской Республике, является основой для разработки и дальнейшей реализации мероприятий по созданию необходимых условий для формирования и развития рынка услуг водного такси в регионе.



II. Цель и задачи Концепции


Целью Концепции является формирование в Чувашской Республике современной системы перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, направленной на развитие инфраструктуры внутригородского и пригородного водного транспорта, улучшение транспортного обслуживания жителей и гостей Чувашии, повышение туристической привлекательности региона и увеличение потока внутренних и въездных туристов.


Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


внедрение механизмов государственно-частного партнерства для устойчивого развития водного такси в Чувашской Республике;


разработка организационной системы внутригородских и пригородных водных пассажирских перевозок в акватории Чебоксарского водохранилища;


привлечение частных инвесторов для развития объектов береговой инфраструктуры в акватории Чебоксарского водохранилища, необходимых для обеспечения внутригородских и пригородных водных пассажирских перевозок с использованием маломерных судов;


создание благоприятных экономических условий для развития маломерного флота;


разработка механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по оказанию услуг водного такси.



III. Исследование зарубежного и отечественного рынка услуг водного такси


В зарубежных странах услуги внутригородского и пригородного пассажирского водного такси в основном предоставляются в экскурсионно-прогулочном сегменте. В Соединенных Штатах Америки городской общественный водный транспорт перевозит значительное количество пассажиров по установленным маршрутам. В Италии, в г. Венеции, водное такси действует в том же режиме, что и автомобильное такси. Суда, перевозящие городских жителей и туристов по определенным маршрутам, в городе называются "водными автобусами". В Финляндии от материковой части г. Хельсинки до крепости Суоменлинна курсирует "водный автобус". В столице Франции перевозки пассажиров внутренним водным транспортом осуществляются регулярно, а также в туристских целях.


В Российской Федерации внутригородские и пригородные водные пассажирские перевозки получили широкое развитие в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Владивостоке, Хабаровске, Тольятти, Севастополе и др. В Москве водный транспорт используется в экскурсионно-рекреационных целях, представляя собой совокупность прогулочных маршрутов по Москве-реке. Прогулочная навигация в столице России длится с середины апреля до середины октября - в период наиболее комфортной погоды. В 2010 году в г. Санкт-Петербурге организована работа водного городского общественного транспорта, получившего название "Аквабус". С 2013 года в городе действует один маршрут, проходящий по реке Неве из спальных районов в исторический центр и деловые кварталы. Поездка по маршруту занимает около 45 минут. Экскурсионно-прогулочный транспорт в г. Орле курсирует по одному маршруту по реке Оке. Отход маломерных судов осуществляется по расписанию при наличии 10 и более пассажиров на борту.


Анализ текущего состояния мирового и отечественного рынка услуг водного такси позволил сделать следующие основные выводы:


в зарубежных странах отмечается высокая степень интеграции рынка услуг водного такси и индустрии въездного туризма благодаря обязательным экскурсионным поездкам на водном такси в рамках туристической программы пребывания, в связи с чем большая часть объема услуг водного такси предоставляется в экскурсионно-прогулочном сегменте;


услуги водного такси предоставляются в двух основных форматах: заказном и маршрутном;


основной объем маршрутных перевозок осуществляется в тех городах, где имеется хороший обзор местных достопримечательностей с воды;


услуги водного такси предоставляются с использованием маломерных судов (включая моторные лодки, катера и яхты), а также судов малого флота ("водные трамвайчики", "водные автобусы" и небольшие круизные суда). В сегменте экскурсионно-развлекательных поездок наибольший объем водных перевозок осуществляется маломерными судами;


тарифы на услуги водного такси варьируются существенно и во многом зависят от класса используемых судов, а также от расстояния перевозок. Наибольший объем услуг водного такси предоставляется судами экономического класса;


водное такси как самостоятельное направление бизнеса характеризуется высокой зависимостью от негативного влияния внешних факторов, таких как повышение цен на топливо, ухудшение общей экономической ситуации или сокращение объема въездного туризма, которые приводят к сокращению общего объема рынка услуг водного такси.



IV. Анализ потенциала Чувашской Республики для развития водного такси


Комплексная оценка современного состояния Чувашской Республики как региона, благоприятного для развития въездного и внутреннего туризма, позволяет говорить о том, что Чувашия обладает выгодным экономико-географическим положением, природно-рекреационным и культурно-историческим потенциалом для привлечения туристских потоков.


Анализ развития туристской отрасли Чувашской Республики в разрезе последних 10 лет (2005 - 2014 годы) показывает положительную динамику. За данный период объем туристских услуг, оказанных в Чувашии, вырос в 5,3 раза и составил в 2014 году 670,1 млн. рублей, что на 35,3 процента больше, чем в 2013 году.


Рост объемов туристских услуг отмечается в санаторно-курортных, гостиничных, туристских организациях. За 2014 год в республике туристскими агентствами обслужено свыше 150 тыс. человек, что на 5 тыс. человек больше, чем в 2013 году; оздоровительными услугами в санаториях Чувашии воспользовались около 380 тыс. человек; размещено около 151 тыс. человек в гостиницах и аналогичных средствах размещения.


В Чувашскую Республику прибывают бизнес-туристы, отпускники, туристы, приезжающие на лечение и оздоровление в республиканские здравницы, спортивные делегации, транзитные автотуристы, участники культурно-массовых и спортивных мероприятий. Значительную долю въездных туристов формируют круизные туристы. Так, в 2014 году в речном порту г. Чебоксары принято 239 туристских теплоходов. "Зеленые стоянки" организованы и в малых городах, таких как Мариинский Посад и Козловка. За навигацию 2014 года в г. Мариинском Посаде принято на экскурсионное обслуживание 25 круизных и 5 прогулочных теплоходов с общим количеством пассажиров около 6 тыс. человек, к г. Козловке причалило 50 судов.


Акватория Чебоксарского водохранилища имеет огромный потенциал для развития водного такси в Чувашской Республике. Общая протяженность границы г. Чебоксары по набережной реки Волги составляет 16,3 км. От столицы Чувашии относительно равномерно отдалены причалы Заволжья (о. Криуши, пгт Сосновка, база отдыха "Буревестник", санаторий "Чувашия" и др.).


(в ред. Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.07.2019 N 672-р)


Необходимо отметить, что в силу климатических особенностей в Чувашской Республике работа внутригородского и пригородного водного транспорта в акватории Чебоксарского водохранилища носит сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации (200 - 210 дней).



V. Основные проблемы, сдерживающие развитие водного такси в Чувашской Республике


Исследование потенциала Чувашской Республики для развития водного такси показало, что в регионе, несмотря на развитую сеть рек и озер, неэффективно используются водные объекты в акватории Чебоксарского водохранилища для организации перевозок пассажиров внутренним водным транспортом с использованием маломерных судов.


Анализ береговой зоны акватории Чебоксарского водохранилища показал, что количество построенных объектов береговой инфраструктуры является недостаточным для обеспечения перевозок пассажиров внутренним водным транспортом с использованием маломерных судов водного такси в Чувашской Республике:


малочисленны разрешенные к использованию сходы/причалы в акватории Чебоксарского водохранилища;


отсутствуют пункты приема с маломерных судов подсланевых вод и фекально-хозяйственных сливов;


отсутствуют сервисные центры для технического обслуживания и ремонта маломерных судов;


отсутствуют береговые заправочные станции для топливного обеспечения судов;


отсутствуют инвестиции для развития рынка услуг водного такси в Чувашской Республике;


отсутствуют механизмы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по оказанию услуг водного такси.



VI. Основные направления реализации Концепции



6.1. Организация системы пригородных водных пассажирских перевозок в Чувашской Республике


Создание рынка услуг водного такси в Чувашской Республике предполагает формирование системы взаимосвязанных элементов, обеспечивающих выполнение внутригородских и пригородных водных перевозок пассажиров, в том числе в экскурсионно-прогулочных целях, с использованием водоизмещающих и глиссирующих маломерных судов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»