3.1. Обслуживание и ремонт жилого дома в целом осуществляется жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживавшими этот дом до начала приватизации, с соблюдением правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда и на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилья.
3.2. Собственники жилых помещений в многоквартирных домах участвуют в расходах, связанных с ремонтом жилого дома в целом, обслуживанием и ремонтом жилищного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими жилой площади в этом доме (Методика расчета оплаты обслуживания и ремонта жилья - приложение 4 - не приводится).
Для обслуживания своих квартир собственники вправе самостоятельно определять организацию, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирмы и иные субъекты хозяйствования.
Санитарно-технические приборы в приватизированных квартирах являются собственностью граждан и ремонтируются за их счет.
3.3. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и организациями, осуществляющими работы по содержанию и ремонту жилого фонда, основываются на договорных условиях (приложения 5, 6 - не приводятся).
3.4. Для представления своих интересов собственники приватизированных квартир могут образовывать товарищества и иные объединения (Устав товарищества индивидуальных владельцев квартир. Приложение 7 - не приводится). Товарищества могут создаваться и в тех случаях, когда приватизированы не все квартиры, но значительное их количество (более половины квартир или отдельная секция). Жилищное товарищество действует в соответствии с уставом, который предусматривает права и обязанности их участников, ответственность за совместную эксплуатацию домовладения, пользование и распоряжение общим имуществом. Товарищество вправе от имени собственников приватизированного жилья определять подрядчиков для обслуживания и ремонта дома и придомовой территории, заключать с ними договоры, а также обеспечивать участие соразмерно занимаемой площади собственников квартир-членов товарищества во всех расходах, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома, своевременное поступление предназначенных на эти цели средств на свой расчетный счет. Товарищество может выступать заказчиком на коммунальные услуги (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и др.), заключая договоры с соответствующими предприятиями на их оказание.
3.5. В переходный период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия оплаты, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Экономически обоснованные тарифы для собственников жилых помещений, так же как для нанимателей, действуют в этот период как планово-расчетные с компенсацией их превышений над действующими за счет местного бюджета.
При этом вопросы оплаты коммунальных услуг регулируются нормативными актами, обеспечивающими социальную защиту граждан.
3.6. При производстве капитального ремонта жилых домов муниципального и государственного жилищного фонда, в которых имеются квартиры, находящиеся в собственности граждан, в случаях, когда ремонт не может быть произведен без выселения граждан, обеспечение их жилой площадью на время ремонта осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с принадлежностью жилищного фонда.
3.4. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и их исполнительные органы. Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых домов, квартир и инженерного оборудования влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.