При формировании республиканской селективной структурной политики предлагается ориентироваться на следующие критерии.
Первый. Программой экономического и социального развития Удмуртской Республики на 1993 - 1995 годы предусмотрены следующие приоритеты структурной политики:
продовольствие;
конверсия;
недропользование;
топливо и энергия;
жилье;
транспорт, связь и информатика.
Как уже отмечалось, некоторые направления будут реализовываться в рамках федеральной селективной структурной политики. К их числу можно отнести конверсию, недропользование и, в значительной мере, топливо и энергию. Другие - предопределят основные направления республиканской селективной структурной политики. По каждому из таких направлений должны быть определены конкретные предприятия, намечены размеры их финансирования с республиканского уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие прогрессивную общую структуру экономики или меняющие ее в благоприятную сторону. Следует обеспечить прямую ответственность предприятий за взятые у Министерства финансов Удмуртской Республики или Национального банка Удмуртской Республики финансовые средства. Именно такая работа обеспечивает реальный переход от финансирования отраслей и направлений "по площадям" к целевому селективному финансированию отдельных предприятий при конкретном прогнозе по кварталам 1994 года и в целом на 1995 год получаемой от них продукции в результате осуществления такой политики.
Второй. Необходимо, чтобы эта работа во всех органах государственного управления имела достаточно четкие финансовые ориентиры или определенные финансовые рамки. Уже на первом этапе Минфин Удмуртской Республики и Минэкономики Удмуртской Республики по согласованию с Национальным Банком Удмуртской Республики должны сформировать эти ориентиры в конкретных цифрах и довести их до соответствующих участников работы.
Третий. Следует организовать четкую работу по поставкам продукции для удовлетворения государственных нужд республики. Эта продукция должна выкупаться по рыночным ценам и отражать один из важнейших элементов селективной структурной политики, так как республика заказывает конкретную продукцию и платит за нее из бюджета.
Четвертый. Важнейшим направлением является формирование системы государственного предпринимательства. В такую систему включаются предприятия, приватизация которых в соответствии с государственной программой приватизации запрещена, а также предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Совета Министров России. Из их числа также необходимо выбрать адресатов селективной структурной политики, помочь им финансами и ориентировать на производство необходимой продукции. Это должен быть достаточно четкий критерий. Его необходимо выработать с учетом мнений Госкомитета по управлению Госимуществом Удмуртской Республики и Удмуртского территориального управления Госкомитета России по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Пятый. Кроме бюджета и кредитных ассигнований в качестве финансовой основы селективной структурной политики будут привлекаться средства, получаемые республикой от реализации нефти по квотам, а также оружия и спецтехники. Необходимо, чтобы проблемы, связанные с получением средств из этих источников, оперативно решались как по линии Верховного Совета республики, так и Совета Министров.
Шестой. Весьма сложная задача стоит перед Минсельхозпродом Удмуртии. Здесь, в силу раздробленности сельхозпроизводителей, видимо, не избежать распределения ресурсов по районам республики. В этой связи резко возрастает роль местных органов власти в части координации этой работы, имея в виду республиканскую и районную специализацию сельхозпроизводства и его сравнительную эффективность. Но должен быть сразу продуман механизм обратной связи с сельскими производителями, включая фермеров. Необходимо с максимальной точностью оценить объем запрашиваемых средств, сравнить его с прогнозируемыми объемами реализации сельхозпродукции и в рамках этих реалий вести практическую работу весь текущий год.
Седьмой. При проведении избирательной структурной политики необходимо не забывать те предприятия, которые остались за чертой приоритетов и пока еще принадлежат государству, но в силу ужесточения финансовой политики останутся один на один с рынком. Следует целенаправленно работать и с такими предприятиями, не допуская их банкротства, а упреждающе преобразовывать их, оказывать предприятиям помощь не финансами, а принципиально новыми условиями хозяйствования.
Восьмой. Следует в кратчайшие сроки представить и довести до всех разработчиков практических мер по реализации республиканской селективной структурной политики программу структурной перестройки экономики Удмуртской Республики. Причем этот документ не должен восприниматься как окончательная директива или безусловное руководство к действию. Его цель - увязать разрозненные действия многочисленных разработчиков селективной структурной политики в единую и согласованную программу практических мер, с четко оговоренными сроками и объемами финансирования.
В этой связи необходимо всемерно использовать и расширять накопленный опыт Минэкономики республики по доведению до министерств, ведомств и отдельных предприятий финансовых средств из государственного бюджета и других источников на основе представленных бизнес - планов и экономических обоснований. Следует также тщательно проработать меры контроля, а также предупреждения перекачки таких средств в фонды потребления предприятий.