В целях выполнения своих задач Министерство:
3.1. Совместно с Министерством финансов анализирует социально-экономическую и финансовую ситуацию, тенденции развития отдельных отраслей, сфер экономики и территорий Удмуртии, состояние платежеспособного спроса на товары и услуги на внутреннем рынке, положение на товарных, финансовых рынках, рынках ценных бумаг и фондовых рынках, выявляет диспропорции в развитии экономики республики и определяет пути их устранения.
3.2. Организует разработку и обоснование социально-экономической политики республики на ближайшую перспективу, приоритетных направлений развития экономики.
3.3. Организует разработку комплексного прогноза социально-экономического развития Удмуртии на соответствующий период.
3.4. Участвует в разработке прогноза доходной части бюджета, в формировании отдельных статей доходов и расходов республиканского бюджета, разрабатывает сводный финансовый баланс республики.
3.5. Организует разработку проектов целевых республиканских программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, отдельных территорий, решению первоочередных социально-экономических и экологических проблем, обеспечивает их экономическую экспертизу и представляет свои заключения в Правительство Удмуртии.
3.6. Участвует в работе по проведению селективной структурной политики, поддержке и санации предприятий, стимулированию развития производства, ресурсосбережения, а также участвует в реализации мер, связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий.
3.7. Обеспечивает разработку принципов развития экономики территорий, стратегии размещения производительных сил и объектов республиканской собственности, участвует в рассмотрении экономических проблем местного самоуправления.
3.8. Определяет с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти основные направления развития инвестиционной, производственной и социальной инфраструктуры, меры по стимулированию инвестиционной активности, привлечению и регулированию иностранных инвестиций, объемов и направлений использования централизованных капитальных вложений, кредитов, внебюджетных фондов и других источников финансирования инвестиций, совместно с отраслевыми министерствами определяет перечень крупных инвестиционных проектов и программ, осуществляемых за счет этих ресурсов.
3.9. Участвует в разработке методического обеспечения решения экономических проблем социальной политики, включая структуру потребления и доходов населения, форм государственной поддержки отраслей социальной сферы.
3.10. Участвует в разработке предложений по основным направлениям внешнеэкономической политики, взаимовыгодному сотрудничеству с зарубежными странами и осуществлению совместных проектов и программ, проводит анализ прогноза внешнеторгового и платежного баланса республики, состояния и темпов, пропорций и эффективности экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении.
3.11. Анализирует ход выполнения государственных поставок на экспорт: товаров, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности и закупок по импорту для республиканских нужд.
3.12. Участвует в подготовке предложений по общим направлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики, формирует бюджетную заявку на финансирование поставок продукции (выполнение работ и услуг) для государственных нужд.
3.13. Организует изучение платежеспособного спроса на товарных рынках и разработку материальных балансов, подготавливает предложения по развитию рыночной инфраструктуры.
3.14. Участвует в разработке экономического механизма рационального использования природных ресурсов, ресурсосбережения, прогнозирования формирования ресурсной базы республики, в формировании и реализации республиканской экономической политики и разработке мер по обеспечению экологической безопасности Удмуртии.
3.15. Подготавливает предложения по стратегии и тактике дальнейшего осуществления экономической реформы и механизму ее реализации.
3.16. Рассматривает материалы по разработке цен и тарифов, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат утверждению Правительством Удмуртской Республики, обеспечивает методологию ценообразования и соблюдение государственной дисциплины цен, осуществляет функции государственного регулирования цен на продукцию и услуги, применяет экономические санкции в соответствии с действующим законодательством: требует отмены решений местных органов самоуправления, министерств и ведомств, принятых с нарушением действующего законодательства по ценообразованию.
3.17. Участвует в создании и развитии систем и сетей информационного обеспечения, взаимодействия информационно-вычислительных сетей.