В Удмуртской Республике реализация государственной молодежной политики ведется с 1991 года. За это время сформирована структура отрасли, утверждены ее основные институты, разработана нормативная правовая база, налаживается межведомственное взаимодействие, укреплены партнерские связи с международными организациями и учреждениями республики, заинтересованными в поддержке молодежи, развивается система подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы в молодежной среде. Начиная с 1996 года в основу молодежной политики на территории республики был заложен программно-целевой подход, который доказал свою эффективность.
Республиканская целевая программа "Молодежь Удмуртии" на 1997 - 2000 годы представляла собой комплекс практических и последовательных мероприятий, план конкретных действий на очередной период, согласованный с министерствами и ведомствами Удмуртской Республики. Работа с молодыми гражданами строилась как работа с проблемной категорией, особое внимание уделялось подросткам и молодежи "группы риска". Приоритетными направлениями стали: организация досуга и занятости, в т.ч. девиантных подростков, развитие социальных служб, кадровое обеспечение отрасли. С развитием демократического общества менялось и отношение государства и общества к молодым людям. Молодежь стала рассматриваться в качестве потенциального ресурса социума, наиболее активного участника социальных преобразований. В республиканской целевой программе "Молодежь Удмуртии" на 2001 - 2003 годы акцент соответственно смещен с "проблемных" категорий молодежи на работающую и студенческую молодежь, молодые семьи, лидеров молодежных и детских общественных движений. Это позволило добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодежной среде:
- роста самостоятельности, социальной активности, ответственности за свою судьбу, мобильности, восприимчивости к новому;
- увеличения числа молодых людей, выбирающих личную инициативу как способ самореализации;
- повышения престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха, будущего благосостояния;
- роста заинтересованности молодежи в сохранении своего здоровья;
- повышения интереса молодежи к массовым видам спорта и активным видам досуга;
- расширения информационного пространства.
Республиканская целевая программа "Молодежь Удмуртии" на 2004 - 2008 годы стала логическим продолжением мероприятий предыдущих программ, поставив в основу пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде, развитие гражданско-патриотического воспитания, поддержку молодежных и детских общественных объединений, научно-методическое и информационное обеспечение отрасли.
В целях оптимизации государственных мер, обеспечивающих активное включение молодых людей в жизнь общества, их полноценную самореализацию, предлагается разработать республиканскую целевую программу "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы.
Принципиальными отличиями данного этапа являются: широкомасштабность, тщательная проработанная адресная направленность планируемых мероприятий, конкретизация форм участия и взаимодействия различных министерств и ведомств в реализации Программы.
Широкомасштабность отражается в количестве участников мероприятий и достигается за счет использования технологий согласования по датам проведения аналогичных по форме и содержанию мероприятий в муниципальных образованиях Удмуртской Республики.
Адресность отражается в разработке мер по охвату всех категорий молодежи на основе изучения и учета их интересов, потребностей и условий жизнедеятельности.
Взаимодействие различных министерств и ведомств предполагает включение в республиканскую целевую программу "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы предложений и замечаний, высказанных министерствами и ведомствами, заинтересованными организациями республики, на этапе разработки данной концепции.
Следует констатировать факт, что на текущий момент недостаточно разработан механизм координации действий исполнительных органов государственной власти республики и муниципальных образований, что ведет к определенной разобщенности либо дублированию ряда функций при осуществлении деятельности в области реализации государственной молодежной политики.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексность и системность в решении проблем в молодежной среде на основе:
- определения целей, задач;
- перечня мероприятий;
- концентрации ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере реализации государственной молодежной политики.
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
- координация действий субъектов управления в сфере государственной молодежной политики;
- реализация комплекса мероприятий, в том числе профилактического и упреждающего характера.
Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счет реализации целевого научно обоснованного и системного воздействия исполнительных органов государственной власти на объекты управления с целью повышения эффективности реализации государственной молодежной политики.