Почти 36% сельских населенных пунктов с населением более 60 тыс. человек не связаны с общей дорожной сетью дорогами с твердым покрытием. Бездорожье является препятствием для осуществления приоритетных национальных проектов в каждом третьем населенном пункте республики и, соответственно, решения задач социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Проект "Здоровье" имеет конечной целью увеличение продолжительности жизни граждан. Для этого требуется не только улучшить здравоохранение, но и дать возможность каждому человеку регулярно посещать медицинские учреждения, а также получать экстренную медицинскую помощь на дому. Жители многих сел не могут воспользоваться современными поликлиниками и больницами из-за отсутствия постоянного транспортного сообщения. Оснащение новейшей техникой станций скорой помощи не дает ожидаемого эффекта, если в сельской местности нет благоустроенных автомобильных дорог. Местные бюджеты в большинстве случаев не имеют средств на развитие дорожной инфраструктуры.
Национальный проект "Образование" должен сыграть решающую роль в обеспечении отраслей российской экономики квалифицированными кадрами. Но дети, живущие на селе, не могут посещать школы без круглогодично функционирующих автодорог.
Одна из самых сложных задач - реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В нем предусмотрено расширение строительства не только в крупных городах, но и в малых населенных пунктах. Оно должно способствовать привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров в провинции. Однако без развития транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности, осуществить данный проект в полном объеме невозможно.
Отток населения, особенно специалистов, из сельской местности связан с отсутствием свободного доступа к медицинскому обслуживанию, нормальному образованию, культурным ценностям.
Сельское хозяйство не возродится без надежной транспортной системы. Конкурентоспособное сельхозпредприятие с сезонным циклом работ и скоропортящейся продукцией требует выходов на региональную и федеральную сеть автомобильных дорог. Необходима также развитая внутрихозяйственная автодорожная инфраструктура.
При неудовлетворительном техническом состоянии или отсутствии дорог с твердым покрытием резко уменьшается скорость автотранспорта, увеличивается время пребывания пассажиров в пути, снижается безопасность движения. Кроме того, повышается стоимость перевозок, так как машины часто требуется буксировать тракторами или выделять дополнительный подвижной состав. Таким образом, вывоз сельскохозяйственной продукции задерживается или оказывается невозможным.
В периоды весенне-осенней распутицы при отсутствии нормальных дорог автотранспорт выезжает на засеянные поля. В результате часть пахотной земли и урожая выводится из оборота. Растут потери от транспортировки сельскохозяйственной продукции в условиях бездорожья. Снижается урожайность в придорожной полосе из-за запыленности посевов.