Республиканские целевые программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2005 год" и "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" по реализации антинаркотической политики в Удмуртской Республике в предыдущие годы были направлены на координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов по решению проблем противодействия наркомании. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и развития системы профилактики их потребления различными группами населения, прежде всего молодежью, позволили удержать наркоситуацию под контролем, внедрить новые направления профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью.
Значимость проблемы наркомании, решение которой выходит за рамки только системы здравоохранения, определяется основными составляющими, диктующими необходимость межведомственного программно-целевого подхода к ее решению. К ним относятся:
1) медицинская:
- наркомания - тяжелое хроническое рецидивирующее заболевание, нарушающее психическую и физическую деятельность человека, приводящее к быстрой деградации личности и преждевременной смерти;
- больные, как правило, нуждаются в помощи многих специалистов (врачей разных специальностей, психологов, социальных работников и др.);
- больные наркоманией нуждаются в длительном лечении и реабилитации;
2) социально-экономическая:
- наркомания может развиться у любого человека независимо от возраста, пола, национальности и социального положения;
- наркотическая зависимость влечет за собой преждевременную и стойкую утрату трудоспособности потребителей наркотиков, что снижает экономический и военный потенциал общества;
- расширение масштабов, повышение опасности преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, особенно вовлечение молодежи в преступную деятельность, что влечет к криминализации общества;
- высокие расходы на лечение больных наркотической зависимостью;
- затраты на длительную реабилитацию для возвращения трудоспособного человека в общество.
Практика реализации предыдущих Республиканских целевых программ показала, что они являются эффективным инструментом межведомственного решения вопросов своевременного выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, а также организации и проведения профилактической работы. Благодаря должному уровню межведомственного взаимодействия в вопросах выявления лиц, употребляющих наркотические средства, за последние три года число учтенных лиц, страдающих наркоманией, возросло на 44,5%. Снизилось число смертей от передозировок героином с 93 случаев в 2006 году до 36 в 2008 году. С 2008 года в республике ведется мониторинг наркотической ситуации, создан единый банк данных потребителей наркотических средств, что позволяет проводить профилактическую работу среди данной группы.
За годы действия Программ удалось добиться значительных результатов: увеличились возможности диагностики, лечения пациентов с наркологическими заболеваниями, были разработаны и внедрены новые методы профилактики злоупотребления психоактивными веществами. Организовано сотрудничество с общественными организациями и движениями, осуществляющими деятельность в вопросах профилактики наркомании. В Республиканском наркологическом диспансере открыты новые структурные подразделения - отделение анестезиологии и реанимации, отделение лучевой диагностики, физиотерапевтическое отделение, амбулаторное реабилитационное отделение, "телефон доверия наркологической службы Удмуртской Республики", что позволило внедрить современные методы диагностики, лечения и реабилитации больных наркологического профиля. Использование новых технологий позволило улучшить один из основных индикаторных показателей, определяющих эффективность оказания помощи больным наркоманией. Количество больных наркоманией с качественной ремиссией заболевания свыше двух лет возросло за последние три года с 4,8% до 5,4%.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики в рамках Плана мероприятий Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2006 - 2009 годы" продолжает внедрять современные методы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях по программам "Полезные навыки", "Полезные привычки". Ежегодно в рамках Плана мероприятий Программы организуются лагерные оздоровительные смены для детей группы "повышенного риска наркотизации", в ходе которых с детьми проводят профилактическую работу специалисты - психологи, врачи-наркологи. Только за 2008 год оздоровительными профилактическими мероприятиями было охвачено 103 ребенка группы "повышенного риска наркотизации".
В ходе межведомственных оперативно-профилактических операций "Мак-2008" и "Канал-2008", проводимых в рамках реализуемого Плана мероприятий Программы, было выявлено более 600 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков, 206 лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Из незаконного оборота изъято 161,58 кг наркотических средств и психотропных веществ, что на 21,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Продолжаются мероприятия по пополнению единой автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков.
Многосторонний комплексный подход в организации антинаркотической работы позволил добиться того, что в 2007 году в Приволжском федеральном округе среди 14 субъектов Удмуртская Республика занимает 10 место по уровню зарегистрированной распространенности наркозависимости среди взрослого населения и 9 место - среди подросткового населения.
Несмотря на достигнутые успехи, негативные тенденции наркотизации населения сохранились. Это означает, что меры по стабилизации и оздоровлению наркотической ситуации в Удмуртской Республике нуждаются в последовательном продолжении.
В Удмуртской Республике остается нерешенной проблема реабилитации наркозависимых, продолжает иметь место практика лечения наркомании, направленная только на снятие физической зависимости от наркотических средств, нет условий для создания реабилитационной среды с целью восстановления психосоциальной деятельности лиц, прекративших употреблять наркотики.
Недостаточная обеспеченность правоохранительных органов Удмуртской Республики по борьбе с незаконным оборотом наркотиков оперативно-техническими средствами в достаточном объеме не позволяет выявлять непосредственных организаторов наркобизнеса, своевременно ликвидировать наркопритоны.
Эффективным механизмом решения проблемы по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией остается программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков. Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества относительно долгосрочных мероприятий социального характера.