Действующий

О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Координация процесса инновационного развития промышленного и научно-технического потенциала Удмуртской Республики и совершенствования инновационной деятельности в Удмуртской Республике осуществляется Научным советом при Президенте Удмуртской Республики.

В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузов, обладающих собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научных и отраслевых институтов, ряда промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, малых предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере, научных общественных организаций, фондов, декларирующих в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (металлургическое производство, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.). В период с 2005 по 2008 год созданы основные элементы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике: автономная некоммерческая организация "Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики", государственное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский бизнес-инкубатор", автономная некоммерческая организация "Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики", центры трансфера технологий в ведущих вузах и научных институтах республики.

Вместе с тем многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования инновационного, кадрового и технологического потенциалов Удмуртской Республики.

Основная системная проблема на настоящий момент заключается в том, что темпы развития и структура инновационного сектора не в полной мере отвечают потребностям социально-экономического развития Удмуртии в переходе к инновационной экономике. Так, при одновременном наличии потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства и наличии существенного числа инновационных разработок слабо налажен процесс коммерциализации этих разработок и внедрения в действующее производство. Причина кроется в несбалансированности инновационной системы Удмуртии, когда инновационные разработки создаются без учета фактической потребности в инновациях производственного сектора, а также вследствие общей, низкой на настоящее время восприимчивости к инновациям предпринимательского сектора.

Помимо общих проблем в области предпринимательской деятельности в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: отсутствием или неполнотой собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту, неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования. Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения инновационно-активными предприятиями кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса на наукоемкую инновационную продукцию.

Эти проблемы носят системный характер и требуют комплексного подхода, который может быть обеспечен при условии эффективной координации действий всех звеньев инновационной системы. Решение этих проблем заключается в усилении регулирующего воздействия органов государственной власти Удмуртской Республики на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая уровень развития инновационной деятельности, сложившийся в Удмуртской Республике на сегодняшний день, можно утверждать, что преодоление перечисленных препятствий невозможно без активного участия Правительства Удмуртской Республики, которое планируется осуществлять в рамках Программы.

Отказ от использования программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности приведет к ряду негативных последствий:

- отсутствие координации деятельности по поддержке и стимулированию инновационной деятельности, проводимой органами государственной власти, организациями науки и образования и предприятиями промышленности;

- отсутствие органа, осуществляющего постоянный мониторинг инновационной среды в республике;

- отсутствие ответственного исполнителя за разработку и согласование проектов нормативных правовых актов по формированию в Удмуртии благоприятной среды;

- неполное формирование инновационной инфраструктуры Удмуртии, не позволяющее обеспечить создание полного цикла поддержки коммерциализации проектов;

- сохранение на прежнем уровне или сокращение объема частных инвестиций в инновационную среду в силу отсутствия стимулирующих мероприятий по привлечению частных инвестиций и повышению заинтересованности производственного сектора в коммерциализации инновационных разработок;

- отсутствие условий для обеспечения инновационного сектора республики кадрами высокой квалификации и необходимой материально-технической базой;

- снижение объема инвестиций из федерального бюджета и за счет средств федеральных институтов развития в связи с отказом от проведения мероприятий по доработке инновационных проектов для обеспечения их соответствия требованиям данных институтов и продвижения таких проектов при участии в программах федеральных институтов развития инновационной деятельности;

- общее отставание в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики по сравнению с субъектами Российской Федерации, осуществляющими централизованную государственную поддержку инновационной деятельности с использованием программно-целевого метода.