Создание эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления является одной из наиболее важных и сложных задач для Удмуртской Республики вследствие многообразия и всевозрастающего влияния отходов на санитарно-гигиеническое состояние территории республики, ее эстетический ландшафтный облик.
Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в республике составляет около 4 млн. м3 или 1 млн. тонн, при этом 70% образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30% - на деятельность предприятий и организаций.
В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2008 году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещения отходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. В республике на сегодняшний момент получили развитие следующие основные направления сбора и переработки вторичного сырья: сбор и переработка макулатуры, лома черных и цветных металлов; переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих ламп, термометров.
Однако в целом по республике на сегодняшний момент сложилась низкоэффективная система сбора и переработки вторичного сырья, обусловленная многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3% от общего объема, и трудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного сбора.
Анализ ситуации позволил разделить проблемы Удмуртской Республики в области обращения с отходами производства и потребления на три уровня:
первый уровень - городские округа в Удмуртской Республике (далее - городские округа);
второй уровень - поселения, в состав которых входят населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов (далее - районные центры);
третий уровень - сельские поселения в Удмуртской Республике (далее - сельские поселения).
На территории республики центром концентрации промышленного производства является агломерация городов Ижевск - Воткинск - Сарапул. Организацией сбора отходов от населения в городах занимаются специализированные муниципальные предприятия или частные предприятия на основании действующей лицензии на данный вид деятельности. Вывоз отходов производится на городской полигон или на городские свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Эксплуатацией городских объектов постоянного размещения отходов занимаются частные предприятия.
В настоящее время в республике прослеживается тенденция исчерпания мощностей по захоронению отходов на действующих городских свалках. Особо остро данная проблема стоит в городах Сарапуле и Можге. Кроме того, в городах и пригородах существует проблема захламленности мусором и большого количества несанкционированных свалок около садоводческих массивов.
Проблемой городов республики также является отсутствие централизованных пунктов по сбору вторичного сырья. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает на городской полигон или свалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности.
Анализ ситуации в области обращения с отходами в районных центрах Удмуртской Республики выявил ряд основных проблем:
несоответствие свалок экологическим и санитарно-гигиеническим нормам;
отсутствие у предприятий, эксплуатирующих свалки, лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
наличие большого количества несанкционированных свалок;
отсутствие пунктов по сбору вторичного сырья.
Вышеперечисленные проблемы возникли вследствие:
стихийного образования свалок в республике без учета норм природоохранного законодательства;
отведения земельных участков под свалки постановлениями глав местного самоуправления без учета экологических и санитарно-гигиенических норм и требований;
отсутствия учета образования и движения отходов производства и потребления.
Проблема свалок сельских поселений заключается в том, что практически все они относятся к категории несанкционированных. Свалки расположены около каждого сельского поселения и являются причиной общей захламленности территории Удмуртской Республики.
Для решения проблем, связанных с постоянным ростом объемов образующихся отходов, исчерпанием мощностей городских свалок, несоответствием свалок районных центров и сельских поселений экологическим и санитарным нормам, отсутствием системы сбора вторичного сырья, Программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов с созданием сети мусоросортировочных станций.
В рамках реализации Программы территория Удмуртской Республики поделена на 8 кустов, планируется строительство 5 новых кустовых полигонов и обустройство 4 существующих полигонов, включенных в Программу в качестве кустовых. Объединение районов республики по кустам проводилось по следующим критериям:
привязка кустовых полигонов к крупным населенным пунктам республики;
территориальный признак - расстояние от мусоросортировочной станции до кустового полигона не должно превышать 80 км.
Цель создания данной системы состоит в снижении затрат на строительство и эксплуатацию полигонов по захоронению отходов в каждом районе Удмуртской Республики за счет организации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу.
Внедрение данной системы в рамках проекта позволит сократить рост и количество несанкционированных свалок, свалок районных центров и сельских поселений путем концентрации потоков образующихся отходов на одном кустовом полигоне за счет создания сети мусоросортировочных станций.
Реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов включает в себя следующие мероприятия: