Совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране. В настоящее время в России сложилась достаточно сложная ситуация с обеспечением дошкольников и школьников горячими завтраками и обедами. Согласно результатам исследований НИИ питания Российской академии медицинских наук, средства, выделяемые из региональных и местных бюджетов, в большинстве случаев не обеспечивают качественное сбалансированное питание детей с учетом их потребности в энергии, питательных веществах и микронутриентах. Неправильное питание зачастую становится причиной таких нарушений состояния здоровья как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта. Сегодня две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, до 80 процентов выпускников школ из-за этого получают ограничения в выборе профессии.
Основным недостатком в организации питания дошкольников и школьников является тот факт, что меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах.
Технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90 процентов. Низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях.
По данным Министерства образования и науки Удмуртской Республики по состоянию на 1 сентября 2009 года количество учащихся общеобразовательных учреждений республики составляет около 150 тысяч человек.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обозначил основные приоритеты национальной политики в области питания детей дошкольного и школьного возраста:
переоборудование предприятий дошкольного и школьного питания;
совершенствование системы организации питания дошкольников и школьников;
создание комфортных условий для организации питания дошкольников и школьников.
В республике с 2006 года успешно реализуется республиканская целевая программа "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы. За четыре года реализации Программы охват всеми видами питания увеличился с 73% до 88,1%, в том числе 98,6% - 1 - 4 классы, показатель охвата школьников горячим питанием увеличился по сравнению с 2007 годом на 2,5% и составил 81,5%, в том числе учащихся 1 - 4 классов - 94,8%, учащихся 5 - 11 классов - 72,6%.
Мониторинг оценки влияния употребления молочных продуктов на состояние здоровья школьников показал увеличение доли учащихся 1 - 2-х классов I и II групп здоровья (практически здоровые дети) с 82,6 до 84,2%, улучшение физического развития детей (увеличилось число детей, имеющих средний и выше среднего уровень физического развития с 61,8 до 67,4%), повышение успеваемости.
Несмотря на успешные результаты реализации республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы остаются нерешенные проблемы:
устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования пищеблоков дошкольных и школьных образовательных учреждений;
отсутствие централизации питания детей;
низкая квалификация персонала пищеблоков дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Новая Программа призвана обеспечить:
совершенствование системы организации питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях республики;
организацию качественного и сбалансированного питания детей;
создание школьных базовых столовых (комбинатов школьного питания) с целью обеспечения мясными, рыбными, овощными полуфабрикатами дошкольных и школьных образовательных учреждений республики, других предприятий социальной сферы.
Таким образом, проблема организации питания детей всех возрастных групп является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует координации межотраслевых связей, взаимодействия с органами местного самоуправления в Удмуртской Республике. Все вышеназванные факторы являются критериями отбора проблемы для программной разработки.