ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 августа 2009 года N 739-р

О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТСКОЕ И ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ


В целях улучшения питания детей дошкольного и школьного возраста в Удмуртской Республике:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2010 - 2014 годы.

2. Определить Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики государственным заказчиком республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2010 - 2014 годы.

3. Поручить Министерству торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2010 - 2014 годы в срок до 21 сентября 2009 года.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 31 августа 2009 года N 739-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТСКОЕ И ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ

Концепция республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2010 - 2014 годы (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов государственной политики на период до 2014 года по совершенствованию организации питания учащихся, обеспечению высокого качества и безопасности питания общеобразовательных учреждений, прогимназий, начальных школ - детских садов республики (далее - общеобразовательные учреждения), повышению профессионально-кадрового состава работников предприятий школьного питания.

Концепция является основой для разработки республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач совершенствования организации питания учащихся общеобразовательных учреждений, посредством взаимодействия всех уровней власти, межведомственного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся государственных и общественных ресурсов.

1. Обоснование соответствия решения проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики

Совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране. В настоящее время в России сложилась достаточно сложная ситуация с обеспечением дошкольников и школьников горячими завтраками и обедами. Согласно результатам исследований НИИ питания Российской академии медицинских наук, средства, выделяемые из региональных и местных бюджетов, в большинстве случаев не обеспечивают качественное сбалансированное питание детей с учетом их потребности в энергии, питательных веществах и микронутриентах. Неправильное питание зачастую становится причиной таких нарушений состояния здоровья как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта. Сегодня две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, до 80 процентов выпускников школ из-за этого получают ограничения в выборе профессии.

Основным недостатком в организации питания дошкольников и школьников является тот факт, что меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах.

Технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90 процентов. Низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях.

По данным Министерства образования и науки Удмуртской Республики по состоянию на 1 сентября 2009 года количество учащихся общеобразовательных учреждений республики составляет около 150 тысяч человек.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обозначил основные приоритеты национальной политики в области питания детей дошкольного и школьного возраста:

переоборудование предприятий дошкольного и школьного питания;

совершенствование системы организации питания дошкольников и школьников;

создание комфортных условий для организации питания дошкольников и школьников.

В республике с 2006 года успешно реализуется республиканская целевая программа "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы. За четыре года реализации Программы охват всеми видами питания увеличился с 73% до 88,1%, в том числе 98,6% - 1 - 4 классы, показатель охвата школьников горячим питанием увеличился по сравнению с 2007 годом на 2,5% и составил 81,5%, в том числе учащихся 1 - 4 классов - 94,8%, учащихся 5 - 11 классов - 72,6%.

Мониторинг оценки влияния употребления молочных продуктов на состояние здоровья школьников показал увеличение доли учащихся 1 - 2-х классов I и II групп здоровья (практически здоровые дети) с 82,6 до 84,2%, улучшение физического развития детей (увеличилось число детей, имеющих средний и выше среднего уровень физического развития с 61,8 до 67,4%), повышение успеваемости.

Несмотря на успешные результаты реализации республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы остаются нерешенные проблемы:

устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования пищеблоков дошкольных и школьных образовательных учреждений;

отсутствие централизации питания детей;

низкая квалификация персонала пищеблоков дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Новая Программа призвана обеспечить:

совершенствование системы организации питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях республики;

организацию качественного и сбалансированного питания детей;

создание школьных базовых столовых (комбинатов школьного питания) с целью обеспечения мясными, рыбными, овощными полуфабрикатами дошкольных и школьных образовательных учреждений республики, других предприятий социальной сферы.

Таким образом, проблема организации питания детей всех возрастных групп является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует координации межотраслевых связей, взаимодействия с органами местного самоуправления в Удмуртской Республике. Все вышеназванные факторы являются критериями отбора проблемы для программной разработки.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Республиканская целевая программа "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы предусматривала координацию усилий всех заинтересованных структур для решения проблемы организации питания школьников. Для оперативного решения вопросов, возникающих в рамках реализации плана практических мероприятий республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы, в июле 2006 года был создан Координационный совет при Правительстве Удмуртской Республики, регулярно проводились его заседания, на которых принимались решения, координирующие исполнение указанной Программы.

Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению организации питания учащихся доказал свою эффективность как на республиканском уровне, так и на уровне муниципальных районов и городских округов.

В рамках реализации республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы достигнуто:

увеличение охвата видами питания с 73% до 88,1%;

по результатам мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Удмуртской Республики, обследование детей через год с начала регулярного употребления молока показало, что среди учащихся 1 - 2-х классов выросла доля детей I и II групп здоровья (практически здоровые дети) с 82,6 до 84,2%, улучшилось физическое развитие детей (увеличилось число детей, имеющих средний и выше среднего уровень физического развития с 61,8 до 67,4%), повысилась успеваемость;

организована базовая школьная столовая в городе Воткинске на базе муниципального унитарного предприятия торговли и общественного питания "Поиск" с проектной мощностью для организации питания 14 тысяч порций в смену (28 тысяч порций в сутки), с централизованной системой производства охлажденных полуфабрикатов;

разработан и издан Сборник технических нормативов блюд, кулинарных рецептов для общеобразовательных учреждений Удмуртской Республики.

При реализации республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы обеспечены бесплатным завтраком более 60 тысяч учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений, около 16 тысяч учащихся 1 - 11 классов из малообеспеченных семей получают питание за счет средств Удмуртской Республики.

Несмотря на достигнутые положительные результаты остаются проблемы, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе программно-целевым методом.

Отмечается недостаточно развитая материально-техническая база пищеблоков: 34 (5,5%) школьных пищеблока требуют капитального ремонта, в 150 (24,2%) не хватает холодильного оборудования, в 215 (34,7%) школах износ оборудования составляет более 80%.

Остается нерешенной проблема отсутствия цехового деления пищеблоков, работающих на сырье в сельских школах, построенных в 60 - 80-х гг., в которых невозможно на имеющихся площадях оборудовать цеховое деление, что ведет к наличию встречных потоков сырой и готовой продукции.

Серьезную проблему представляет недостаточный профессионализм специалистов предприятий школьного питания, осуществляющих формирование рациона питания и приготовления кулинарной продукции.

Обеспечение детей школьного возраста доброкачественной и безопасной питьевой водой, оптимальной по минеральному составу, является необходимым условием их роста и гармоничного развития.

Не в полной мере осуществлена модернизация материально-технической базы предприятий системы школьного питания.

В настоящее время необходимо сформировать систему школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, совершенствовать работу сельских общеобразовательных учреждений по самообеспечению сельскохозяйственными продуктами, усилить контроль качества и безопасности продуктов.

Решение перечисленных проблем требует комплексного, системного подхода. Развитие системы питания детей дошкольного и школьного возраста должно осуществляться в рамках четко определенных задач на государственном уровне, при использовании программно-целевого метода, для этого необходимы разработка и реализация мероприятий Программы, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.

3. Характеристика и прогноз развития проблем без использования программно-целевого метода ее решения


Программа является инструментом консолидации взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, муниципальных образований Удмуртской Республики, заинтересованных министерств и ведомств, организаций в реализации мероприятий по совершенствованию системы питания детей дошкольного и школьного возраста, выработке эффективных мер по социальной поддержке детей (бесплатный завтрак из обогащенных продуктов, включая молочные, для учащихся 1 - 4-х классов, с сентября 2010 г. 1 - 5-х классов, с сентября 2011 г. 1 - 6-х классов, с сентября 2012 и в последующие годы 1 - 7-х классов общеобразовательных учреждений республики, обеспечение питанием учащихся 1 - 11-х классов из малообеспеченных семей (кроме многодетных)).

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов совершенствования организации питания детей дошкольного и школьного возраста могут стать:

снижение охвата питанием детей, как следствие, рост заболеваемости алиментарно-зависимыми заболеваниями, микро и макронутриентной недостаточности;

дальнейшее ухудшение материально-технической базы пищеблоков общеобразовательных учреждений республики.

Питание является одним из определяющих факторов в обеспечении оптимального роста и развития человеческого организма, его трудоспособности, активной жизнедеятельности.

Устаревшее, изношенное технологическое оборудование большинства школ не позволяет достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей. Механизм решения этой проблемы - создание современной инфраструктуры школьного питания, основанной на принципах индустриализации и централизации.

Центром такой инфраструктуры должны стать школьные базовые столовые (комбинаты школьного питания).

Школьная базовая столовая должна иметь собственную инфраструктуру и осуществлять заготовку, хранение продуктов, в т.ч. овощей на складах и в овощехранилищах, производство, транспортировку полуфабрикатов и готовой продукции в школьные столовые, сервисное обслуживание оборудования, профессиональное обеспечение кадрами, процесс организации питания в доготовочных школьных столовых.

Концентрация производства позволит осуществлять эффективный контроль за деятельностью предприятия со стороны соответствующих государственных органов.

Самостоятельным структурным подразделением школьной базовой столовой должна быть лаборатория по контролю качества пищевой продукции.

Результатом организации школьной базовой столовой станет:

достаточно высокий уровень механизации производства;

сокращение трудоемкости;

высокое качество продукции школьного питания за счет производства полуфабрикатов в одном месте по единой технологии;

питание школьников по единому сбалансированному рациону;

снижение закупочных цен на сырье в связи с увеличением объемов поставки, как следствие, снижение себестоимости продукции.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Реализация Программы приведет к сохранению и улучшению здоровья детей и будет осуществляться с учетом проводимых мероприятий на муниципальном уровне, предусмотренных программами, что объединит финансирование, повысит эффективность работы.

Финансирование мероприятий Программы в полном объеме позволит достичь запланированных целевых индикаторов реализации Программы:

охват всеми видами питания, в том числе горячим питанием, до 91 %;

количество работников основных профессий предприятий школьного питания, ежегодно повышающих свою квалификацию, до 50 человек;

количество базовых предприятий школьного питания в муниципальных районах и городских округах республики (комбинаты школьного питания, школьные базовые столовые), осуществляющие организованное питание школьников, - 3.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Выполнение основных мероприятий Программы предусмотрено в течение 2010 - 2014 годов.

По итогам каждого календарного года проводится анализ выполнения Плана мероприятий Программы, расходования бюджетных средств на основе оценки основных целевых индикаторов, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Основными целями Программы являются сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшение качества питания учащихся общеобразовательных учреждений, воспитанников образовательных учреждений для детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, совершенствование системы организации питания в образовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания, обеспечение детей дошкольного и школьного возраста качественным сбалансированным питанием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»