Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Социально-экономическую значимость для населения республики и характер проблем необходимо разделить на несколько составляющих, при этом каждая из них тесно связана с другими и негативно отражается на конечном результате.

Одной из составляющих проблемы является обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах.

На территории республики расположен 1961 населенный пункт. Среднестатистический сельский населенный пункт составляет 80 - 150 дворов.

Статистика пожаров последних лет указывает на тот факт, что количество пожаров в жилом секторе не снижается.

Более 70 процентов от общего количества пожаров приходится на жилой сектор. За последние десять лет в жилом секторе произошел 17581 пожар, в огне погибло 1811 человек. Огнем уничтожено 12028 и повреждено 10816 строений жилого сектора. Материальные потери от пожаров ежегодно превышают 4,05 млрд. рублей.

По оценкам специалистов государственного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Удмуртской Республике" за последние 10 лет в республике в среднем выгорает два населенных пункта с общим количеством жителей 100 - 200 человек.

Особую тревогу вызывают пожары в сельской местности, на которую приходится более 52 процентов всех пожаров (в Российской Федерации - 37,8 процента).

Органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий прилагаются усилия по обеспечению пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах. Однако анализ их работы в этом направлении свидетельствует о недостаточном принятии мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров, повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов.

Серьезную тревогу вызывает противопожарное состояние индивидуального жилого сектора с плотной деревянной застройкой, недостатком или полным отсутствием противопожарного водоснабжения, захламленностью улиц, эксплуатацией в домах ветхой электропроводки и неисправных печей.

Издаваемые нормативные правовые акты в части обеспечения пожарной безопасности носят декларативный характер и (или) не достигают своих целей и задач.

Финансовая поддержка для выполнения необходимых мероприятий в области пожарной безопасности недостаточна.

Второй составляющей рассматриваемой проблемы является несвоевременное реагирование на пожары.

Уровень социального риска (частота возникновения пожаров, приводящих к поражению определенного числа людей) в Российской Федерации выше, чем в других странах. В среднем за последние десять лет экономический ущерб от пожаров природного и техногенного характера составляет 3 - 5% от валового внутреннего продукта. Численность пострадавших от пожаров в республике ежегодно превышает 360 человек, при этом погибает свыше 150 человек.

Одним из важнейших показателей эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено время прибытия подразделений пожарной охраны на пожар - 10 минут в городах, 20 минут в сельской местности. Статистические данные по республике показывают, что среднее время оперативного реагирования на пожар в 2009 году составляло в городах 15 минут, в сельской местности 31,3 минуты.

Одной из основных причин негативной динамики является то, что места дислокации пожарных депо не отвечают нормативным требованиям, а существовавшая ранее достаточно боеспособная система сельского пожаротушения, основу которой составляли добровольные противопожарные формирования сельхозпредприятий, постепенно разрушается.

Имеющиеся пожарные автомобили сельских противопожарных формирований выработали свой ресурс, их своевременный ремонт и обслуживание не проводятся из-за отсутствия ремонтной базы в государственном учреждении Удмуртской Республики "Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики".

Аналогичная ситуация с реагированием пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, которые влекут за собой пожары, а также мероприятия, связанные с деблокировкой пострадавших.

В условиях значительного увеличения транспортных потоков на участках автомобильных дорог крайне обостряется проблема обеспечения безопасных и комфортных условий для следования водителей транспорта и пассажиров, прежде всего на федеральной трассе "М-7 Волга" (протяженность федеральной трассы по территории Удмуртской Республики составляет 310 км). Неэффективное оказание экстренной технической, медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.

Доля лиц, погибших до принятия своевременных мер, составляет 55% от общего количества погибших. При этом оперативное реагирование профессиональных служб для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий составляет от 40 минут до 1,5 часа.

Определение стратегических направлений в решении проблем защиты населения и территории от пожаров является основной задачей для комплексной безопасности граждан и объектов экономики республики.

Для преодоления сложившихся негативных тенденций, в целях придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода позволит создать условия для обеспечения безопасности граждан, сохранения имущества, повышения эффективности системы предупреждения и тушения пожаров, оперативности реагирования, развития инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

концентрации и планового распределения ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;

повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить: