Информация о динамике изменения цен на услуги гостиниц и аналогичных средств размещения за период 2006 - 2013 годы
Наименование показателя | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Индекс потребительских цен на услуги гостиниц, декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах | 107,3 | 118,8 | 118,3 | 107,7 | 101,3 | 107,5 | 109,0 | 107,8 |
Анализ динамики цен и тарифов на товары и гостиничные услуги позволяет сделать следующие выводы: цены на услуги гостиниц растут медленнее, чем цены на платные услуги населению.
Для обеспечения качества гостиничных услуг, предоставления потребителям необходимой и достоверной информации, обеспечивающей компетентный выбор, повышения конкурентоспособности гостиничных услуг и привлекательности объектов гостиничного бизнеса, направленных на увеличение количества размещаемых гостей, роста доходов и укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки категории объектов гостиничной индустрии и качества услуг приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 декабря 2012 года N 1488 "Об утверждении Порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи" утвержден Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения.
Классификация гостиниц - это определение соответствия конкретной гостиницы и номеров критериям или стандартам обслуживания. Классификация осуществляется на добровольной основе.
В Удмуртской Республике нет гостиниц, прошедших экспертную оценку состояния гостиницы и ее соответствия установленной категории.
Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики участвует в реализации Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы. За период реализации Программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009 - 2013 годы за счет бюджетных ассигнований проведены республиканский семинар по повышению профессионального уровня закройщиков на тему "Особенности проектирования плечевых изделий на женскую фигуру с отклонениями от типовой" и 8 конкурсов, в которых приняли участие свыше 90 предприятий и около 110 человек:
в 2009 году республиканский конкурс профессионального мастерства обувщиков "Башмачок-2009" и открытый республиканский конкурс приемщиков заказов по химической чистке "Лучший приемщик - 2009";
в 2010 году первый республиканский конкурс профессионального мастерства горничных предприятий, оказывающих гостиничные услуги "Лучшая горничная Удмуртской Республики", и республиканский конкурс среди предприятий малого и среднего бизнеса на лучшее предприятие Удмуртской Республики по бытовому обслуживанию населения и гостиничному бизнесу "Репутация и доверие - 2010";
в 2011 году республиканский конкурс профессионального мастерства "Лучший закройщик Удмуртской Республики" 2011 года и республиканский конкурс на лучшее предприятие Удмуртской Республики бытового обслуживания населения и гостиничного бизнеса "Репутация и доверие - 2011";
в 2012 году республиканский конкурс профессионального мастерства "Лучший автомаляр Удмуртской Республики - 2012" и республиканский конкурс на лучшее предприятие Удмуртской Республики бытового обслуживания населения и гостиничного бизнеса "Репутация и доверие - 2012".
Конкурсы способствовали определению лучших по профессии среди рабочих профессий отраслей бытового обслуживания населения и гостиничного бизнеса, демонстрации возможностей участников для последующего внедрения передового опыта на предприятиях, популяризации рабочих профессий и межрегиональному обмену опытом, публичному признанию эффективной работы предприятий, оказывающих бытовые и гостиничные услуги, формированию положительного имиджа предприятий, повышению уровня качества услуг и культуры обслуживания.
При поддержке Правительства Удмуртской Республики ежегодно проводится профессиональный праздник - День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. За 2009 - 2012 годы состоялось награждение 456 заслуженных работников бытового обслуживания населения и гостиничного бизнеса государственными наградами Удмуртской Республики: Почетной грамотой Удмуртской Республики, Почетной грамотой Правительства Удмуртской Республики, Почетной грамотой Государственного Совета Удмуртской Республики, Почетной грамотой Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и присвоение почетного звания "Заслуженный работник сферы обслуживания". Ежегодное проведение праздника является одной из лучших традиций сферы услуг и способствует созданию положительного эмоционального настроя работников, позитивному развитию предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение качественного сервиса, комфортного быта и достойных условий жизни для населения.
В целях повышения уровня квалификации руководителей и специалистов предприятий, повышения качества предоставляемых услуг и обмена опытом за последние три года проведено 8 республиканских семинаров, круглых столов, форумов, в работе которых приняли участие 442 человека, в том числе Республиканский форум фотографов, посвященный 65-летию Великой Победы, в котором приняли участие около 200 человек.
Отсутствие государственной политики и федеральных законов, направленных на регулирование деятельности в сфере бытового обслуживания населения на современном этапе развития экономики привело к тому, что в сфере бытового обслуживания населения увеличиваются различия в качестве и объемах оказываемых бытовых услуг как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований. Наблюдается растущая тенденция деления профильных предприятий на две группы, критерием которого является место их нахождения. В городах, где покупательная способность потребителей гораздо выше и имеется устойчивый спрос на бытовые услуги, отмечается относительно стабильная ситуация. Одновременно вне городов количество хозяйствующих субъектов сферы бытового обслуживания сокращается. Это способствует установлению высоких цен и создает дефицит на социально значимые услуги повседневной необходимости. Попытки бизнеса разрешить комплекс проблем самостоятельно, без участия государства, как правило, заканчиваются сворачиванием проектов из-за низкой рентабельности деятельности и сверхвысоких накладных расходов.
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 3 декабря 2012 года N 1488 "Об утверждении Порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" присвоением категорий гостиницам, иным средствам размещения занимаются организации, прошедшие аккредитацию. Аккредитацию проводят уполномоченные региональные органы. В Удмуртской Республике такой орган не определен.
Возникла необходимость определения государственной политики, роли и способов государственного управления в сферах бытового обслуживания населения и гостиничного хозяйства на основе перспективного стратегического планирования для создания правовых, организационных и экономических условий, направленных на формирование целостных систем бытового обслуживания населения и гостиничных услуг Удмуртской Республики в целях достижения современного уровня качества жизни, как индикатора деятельности государственных структур.
Сфера бытового обслуживания имеет социальную значимость в поддержании нормальных жизненных условий (набор социально значимых услуг утвержден ГОСТ Р 52492-2005 "Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования"). Стандарт предназначен для органов государственного управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и устанавливает основные виды социально значимых бытовых услуг для малообеспеченных групп граждан, требования к формам и периодичности их предоставления, порядку расчета минимальных социальных нормативов к социально значимым бытовым услугам. Необходима разработка и утверждение регионального перечня социально значимых бытовых услуг для малообеспеченного населения (малоимущих граждан).
Предприятия службы быта нуждаются в транспортных средствах, современном оборудовании и передовых технологиях, внедрение которых позволит увеличить объемы производства, обеспечить качество, снизить себестоимость услуг, повысить их конкурентоспособность. Невысокий уровень рентабельности предприятий, длительные сроки окупаемости, высокая стоимость кредитных ресурсов сокращает возможности привлечения инвестиций для дальнейшего развития отрасли.
Среди других наиболее актуальных проблем сферы бытового обслуживания населения можно выделить:
отсутствие полноценной нормативной базы;
резкое повышение для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, размера ставок страховых взносов в 2011 году с 14% на обязательное пенсионное страхование до 34% в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
отсутствие достаточных финансовых ресурсов, высокие кредитные ставки, не позволяющие развивать и обновлять производственную базу;
качество оказываемых услуг;
недобросовестная конкуренция со стороны физических лиц, оказывающих услуги без надлежащего оформления своей предпринимательской деятельности;
дефицит квалифицированных кадров;