Сведения, характеризующие динамику показателей розничного товарооборота в Удмуртской Республике за период 2007 - 2013 годы
Наименование показателей | Ед. изм. | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Розничный товарооборот (во всех каналах реализации) | млн. руб. | 70424,2 | 98392,7 | 104422,5 | 123931,8 | 148886,2 | 166886,6 | 189211,4 |
Индекс физического объема к предыдущему году | % | 120,7 | 121,8 | 95,0 | 110,2 | 109,9 | 106,2 | 105,9 |
Оборот розничной торговли | млн. руб. | 65900,4 | 92480,8 | 98100,7 | 116834,2 | 140015,1 | 156931,6 | 177486,0 |
Индекс физического объема к предыдущему году | % | 120,6 | 122,3 | 95,0 | 110,4 | 110,0 | 106,0 | 105,7 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках к предыдущему году | % | 93,5 | 89,7 | 100,7 | 96,6 | 100,3 | 101,4 | 79,8 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами к предыдущему году | % | 117,5 | 110,0 | 92,8 | 114,5 | 115,9 | 110,2 | 110,3 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами к предыдущему году | % | 123,2 | 133,0 | 96,6 | 107,7 | 105,7 | 102,5 | 99,5 |
Удельный вес розничного товарооборота Удмуртпотребсоюза в розничном товарообороте по Удмуртской Республике | % | 5,3 | 4,8 | 5,1 | 5,1 | 4,7 | 4,6 | 4,3 |
По состоянию на 1 января 2014 года в республике функционируют 9492 предприятия розничной торговли общей площадью более 1190 тыс. квадратных метров, в том числе в городах - 4974 единицы (946 тыс. квадратных метров) и в районах - 4518 единиц (244 тыс. квадратных метров), 234 предприятия оптовой торговли, 174 торговых центра, 11 розничных рынков, свыше тысячи объектов нестационарной торговли (киоски и палатки).
Региональный рынок в достаточном количестве насыщен предприятиями розничной торговли. По состоянию на 1 января 2014 года уровень обеспеченности населения торговыми площадями в республике достиг 784 квадратных метра в расчете на тысячу жителей, при минимальном нормативе - 471 квадратный метр. В Ижевске - 1080 квадратных метров, при минимальном нормативе 560 квадратных метров на тысячу жителей.
При достаточно высоком республиканском показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.
За прошедшие годы более совершенной стала торговая инфраструктура республики. Развиваются розничные сети регионального и федерального уровня, торгово-развлекательные центры с современными формами торговли.
Доминирующее положение среди предприятий современных форматов занимает сетевая торговля, доля которой в 2013 году составила 22,6% республиканского оборота розничной торговли. На территории Удмуртии функционируют 80 крупных торговых сетей транснационального, федерального и регионального уровня. Крупнейшими по числу магазинов являются сети: ЗАО "Тандер" - магазины "Магнит" (137 магазинов), ООО ТГ "Ижтрейдинг" (68 магазинов), ООО "Вкусный дом" (64 магазина), ООО "Семья" (57 магазинов), ОАО "Альфа Ижевск" - сеть магазинов "Красное и белое" (48 магазинов), ЗАО "ТД "Перекресток", магазины "Пятерочка" (32 магазина), ТД Удмуртпотребсоюза (27 магазинов), ЗАО "Корпорация предприятий "Центр", ООО "Оптима", "Евросеть", "Связной", "Арти", "Летуаль" и другие.
При относительно высоких темпах развития сети розничной торговли имеет место неравномерность развития ее инфраструктуры в разрезе муниципальных образований в Удмуртской Республике. Наблюдается дисбаланс спроса с фактическим размещением торговых объектов. Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности отстает от городской. Средняя торговая площадь магазина в сельской местности составляет 54 квадратных метра, в городах - 190 квадратных метров.
Важным направлением деятельности Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики является сохранение социальной направленности в деятельности торговых организаций. В республике действуют 75 магазинов и отделов "Ветеран" по продаже продуктов первой необходимости по льготным ценам, где обслуживаются более 45 тысяч ветеранов и пенсионеров. Ежемесячно по картам "Ветеранская" предоставляются скидки на сумму свыше 1,5 млн. рублей. Более 5 тысяч пенсионеров Удмуртии пользуются карточками на льготные покупки в магазинах электроники и бытовой техники. Кроме этого, многие торговые сети республики предоставляют пенсионерам скидки в размере 5 - 10% в утренние часы при предъявлении пенсионного удостоверения. В вечерние часы продукция собственного производства реализуется со скидками до 40%.
Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики принимаются меры по стабилизации процессов на потребительском рынке, стимулированию потребительской активности населения, развитию социально ориентированных предприятий торговли, недопущению необоснованности роста цен на продукты питания:
создана система взаимодействия между органами государственной власти, товаропроизводителями и предприятиями торговли;
расширена возможность приобретения продуктов по минимальным ценам;
проводятся ярмарки, промо-акции на отдельные группы товаров со скидкой 15 и более процентов, предоставляются скидки;
развивается сеть социальных магазинов: для ветеранов, эконом-класса, дискаунтеров. На продукты повседневного спроса устанавливается низкая торговая надбавка от 10 до 15%;
постоянно прорабатываются вопросы увеличения запасов и бесперебойного обеспечения продуктами первой необходимости предприятий торговли, проводятся совещания с участием представителей предприятий оптовой и розничной торговли пищевой и перерабатывающей промышленности;
проводятся заседания Межведомственного координационного совета по потребительскому рынку Удмуртской Республики;
организуются заседания Совета потребительского рынка Уральского региона с участием руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Удмуртской Республики, и другие мероприятия.
Развитие потребительского рынка является одной из основных задач государства в области социально-экономической политики и зависит от развития агропромышленного комплекса и торговой отрасли.
Высокая насыщенность рынка республики продовольствием в основном сформирована за счет основных продуктов собственного производства. Объем производства молокопродуктов, мясопродуктов, яйца превышает объем розничной реализации населению. Излишки предприятия перерабатывающей промышленности ежегодно вывозят за пределы республики: молокопродуктов в пересчете на молоко более 200 тысяч тонн, мясопродуктов - 20 тысяч тонн, яйца - более 550 млн. шт. Ввозятся в республику в основном бакалейные товары (сахар, соль, рис, пшено, гречка), масло растительное и товары премиум-класса, непроизводимые в республике.
Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики разрабатываются балансы ресурсного обеспечения основными группами продовольственных товаров, отслеживаются запасы основных продуктов питания по 1700 предприятиям торговли республики, в том числе - 15 оптовым. Товарные запасы в торговле в декабре 2013 года составили 26 дней торговли (на конец 2012 года - 24 дня).
В целях продвижения товаров местного производства на рынок создана и совершенствуется система взаимодействия министерств и ведомств, администраций муниципальных образований городов и районов в Удмуртской Республике, предприятий пищевой промышленности и торговли.
Заключены тридцать соглашений о взаимодействии между Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике, а также одиннадцать соглашений о сотрудничестве Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и крупных торговых сетей.
Работа Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики сосредоточена на главной цели - максимальное насыщение внутреннего рынка качественными продуктами питания местных товаропроизводителей.
Для этого разрабатываются балансы ресурсного обеспечения основными продуктами питания, отслеживаются запасы, ведется ежемесячный анализ производства и реализации молоко- и мясопродуктов, кондитерских изделий.