Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" (с изменениями на: 19.05.2014)

Таблица 2

Сведения, характеризующие динамику показателей розничного товарооборота в Удмуртской Республике за период 2007 - 2013 годы

 


Наименование показателей

Ед. изм.

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Розничный товарооборот (во всех каналах реализации)

млн. руб.

70424,2

98392,7

104422,5

123931,8

148886,2

166886,6

189211,4

Индекс физического объема к предыдущему году

%

120,7

121,8

95,0

110,2

109,9

106,2

105,9

Оборот розничной торговли

млн. руб.

65900,4

92480,8

98100,7

116834,2

140015,1

156931,6

177486,0

Индекс физического объема к предыдущему году

%

120,6

122,3

95,0

110,4

110,0

106,0

105,7

Индекс физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках к предыдущему году

%

93,5

89,7

100,7

96,6

100,3

101,4

79,8

Индекс физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами к предыдущему году

%

117,5

110,0

92,8

114,5

115,9

110,2

110,3

Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами к предыдущему году

%

123,2

133,0

96,6

107,7

105,7

102,5

99,5

Удельный вес розничного товарооборота Удмуртпотребсоюза в розничном товарообороте по Удмуртской Республике

%

5,3

4,8

5,1

5,1

4,7

4,6

4,3

 



По состоянию на 1 января 2014 года в республике функционируют 9492 предприятия розничной торговли общей площадью более 1190 тыс. квадратных метров, в том числе в городах - 4974 единицы (946 тыс. квадратных метров) и в районах - 4518 единиц (244 тыс. квадратных метров), 234 предприятия оптовой торговли, 174 торговых центра, 11 розничных рынков, свыше тысячи объектов нестационарной торговли (киоски и палатки).

Региональный рынок в достаточном количестве насыщен предприятиями розничной торговли. По состоянию на 1 января 2014 года уровень обеспеченности населения торговыми площадями в республике достиг 784 квадратных метра в расчете на тысячу жителей, при минимальном нормативе - 471 квадратный метр. В Ижевске - 1080 квадратных метров, при минимальном нормативе 560 квадратных метров на тысячу жителей.

При достаточно высоком республиканском показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями.

За прошедшие годы более совершенной стала торговая инфраструктура республики. Развиваются розничные сети регионального и федерального уровня, торгово-развлекательные центры с современными формами торговли.

Доминирующее положение среди предприятий современных форматов занимает сетевая торговля, доля которой в 2013 году составила 22,6% республиканского оборота розничной торговли. На территории Удмуртии функционируют 80 крупных торговых сетей транснационального, федерального и регионального уровня. Крупнейшими по числу магазинов являются сети: ЗАО "Тандер" - магазины "Магнит" (137 магазинов), ООО ТГ "Ижтрейдинг" (68 магазинов), ООО "Вкусный дом" (64 магазина), ООО "Семья" (57 магазинов), ОАО "Альфа Ижевск" - сеть магазинов "Красное и белое" (48 магазинов), ЗАО "ТД "Перекресток", магазины "Пятерочка" (32 магазина), ТД Удмуртпотребсоюза (27 магазинов), ЗАО "Корпорация предприятий "Центр", ООО "Оптима", "Евросеть", "Связной", "Арти", "Летуаль" и другие.

При относительно высоких темпах развития сети розничной торговли имеет место неравномерность развития ее инфраструктуры в разрезе муниципальных образований в Удмуртской Республике. Наблюдается дисбаланс спроса с фактическим размещением торговых объектов. Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности отстает от городской. Средняя торговая площадь магазина в сельской местности составляет 54 квадратных метра, в городах - 190 квадратных метров.

Важным направлением деятельности Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики является сохранение социальной направленности в деятельности торговых организаций. В республике действуют 75 магазинов и отделов "Ветеран" по продаже продуктов первой необходимости по льготным ценам, где обслуживаются более 45 тысяч ветеранов и пенсионеров. Ежемесячно по картам "Ветеранская" предоставляются скидки на сумму свыше 1,5 млн. рублей. Более 5 тысяч пенсионеров Удмуртии пользуются карточками на льготные покупки в магазинах электроники и бытовой техники. Кроме этого, многие торговые сети республики предоставляют пенсионерам скидки в размере 5 - 10% в утренние часы при предъявлении пенсионного удостоверения. В вечерние часы продукция собственного производства реализуется со скидками до 40%.

Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики принимаются меры по стабилизации процессов на потребительском рынке, стимулированию потребительской активности населения, развитию социально ориентированных предприятий торговли, недопущению необоснованности роста цен на продукты питания:

создана система взаимодействия между органами государственной власти, товаропроизводителями и предприятиями торговли;

расширена возможность приобретения продуктов по минимальным ценам;

проводятся ярмарки, промо-акции на отдельные группы товаров со скидкой 15 и более процентов, предоставляются скидки;

развивается сеть социальных магазинов: для ветеранов, эконом-класса, дискаунтеров. На продукты повседневного спроса устанавливается низкая торговая надбавка от 10 до 15%;

постоянно прорабатываются вопросы увеличения запасов и бесперебойного обеспечения продуктами первой необходимости предприятий торговли, проводятся совещания с участием представителей предприятий оптовой и розничной торговли пищевой и перерабатывающей промышленности;

проводятся заседания Межведомственного координационного совета по потребительскому рынку Удмуртской Республики;

организуются заседания Совета потребительского рынка Уральского региона с участием руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Удмуртской Республики, и другие мероприятия.

Развитие потребительского рынка является одной из основных задач государства в области социально-экономической политики и зависит от развития агропромышленного комплекса и торговой отрасли.

Высокая насыщенность рынка республики продовольствием в основном сформирована за счет основных продуктов собственного производства. Объем производства молокопродуктов, мясопродуктов, яйца превышает объем розничной реализации населению. Излишки предприятия перерабатывающей промышленности ежегодно вывозят за пределы республики: молокопродуктов в пересчете на молоко более 200 тысяч тонн, мясопродуктов - 20 тысяч тонн, яйца - более 550 млн. шт. Ввозятся в республику в основном бакалейные товары (сахар, соль, рис, пшено, гречка), масло растительное и товары премиум-класса, непроизводимые в республике.

Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики разрабатываются балансы ресурсного обеспечения основными группами продовольственных товаров, отслеживаются запасы основных продуктов питания по 1700 предприятиям торговли республики, в том числе - 15 оптовым. Товарные запасы в торговле в декабре 2013 года составили 26 дней торговли (на конец 2012 года - 24 дня).

В целях продвижения товаров местного производства на рынок создана и совершенствуется система взаимодействия министерств и ведомств, администраций муниципальных образований городов и районов в Удмуртской Республике, предприятий пищевой промышленности и торговли.

Заключены тридцать соглашений о взаимодействии между Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике, а также одиннадцать соглашений о сотрудничестве Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и крупных торговых сетей.

Работа Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики сосредоточена на главной цели - максимальное насыщение внутреннего рынка качественными продуктами питания местных товаропроизводителей.

Для этого разрабатываются балансы ресурсного обеспечения основными продуктами питания, отслеживаются запасы, ведется ежемесячный анализ производства и реализации молоко- и мясопродуктов, кондитерских изделий.