Динамика изменения цен и тарифов на товары и услуги за период 2006 - 2013 годы
Наименование показателей | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Среднегодовой индекс потребительских цен, %, в том числе: | 109,7 | 109,7 | 115,3 | 112,3 | 108,3 | 109,6 | 105,7 | 107,2 |
товары | 108,2 | 108,5 | 115,5 | 111,6 | 108,0 | 109,6 | 105,5 | 106,7 |
платные услуги населению | 112,9 | 114,7 | 115,4 | 114,5 | 109,3 | 109,4 | 106,4 | 108,9 |
бытовые услуги населению | 110,6 | 110,4 | 122,0 | 117,8 | 108,7 | 106,7 | 106,7 | 106,8 |
Анализ динамики цен и тарифов на товары и бытовые услуги позволяет сделать следующие выводы:
цены на бытовые услуги опережают рост цен на товары;
цены на бытовые услуги населению растут медленнее, чем цены на платные услуги населению.
Пик роста цен в целом по бытовому обслуживанию и по отдельным его видам приходится на 2008 кризисный год. Организации бытового обслуживания в условиях кризиса особо уязвимы вследствие их участия в жесткой конкурентной борьбе за внимание клиентов. Необходимость увеличения цен на различные виды оказанных бытовых услуг отрицательно сказалась на объемах оказанных услуг, что наблюдается в 2008 - 2010 годах.
Помимо ценового фактора, падение объемов связано с актуальными для всего рынка бытовых услуг проблемами, среди которых:
низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких факторов, как устаревшее оборудование, квалификация персонала, заработная плата;
невысокая рентабельность бизнеса, главным фактором которой выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов.
Следствием всех вышеперечисленных факторов явилось снижение объемов по таким видам услуг, как ремонт и строительство жилья и других построек, услуги прачечных, техническое обслуживание бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, ремонт и пошив швейных изделий.
Динамика изменения объемов бытовых услуг по видам за период 2009 - 2013 годы в сопоставимых ценах представлена в таблице 9.