ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 декабря 2014 года N 949-р


Об утверждении Концепции миграционной политики Удмуртской Республики на период до 2025 года

(с изменениями на 17 июля 2019 года)

(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)




В целях реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", и совершенствования системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики:


(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)


1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Удмуртской Республики на период до 2025 года (далее - Концепция).


2. Исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения настоящей Концепции.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике в рамках своей компетенции разработать планы мероприятий по реализации настоящей Концепции.



Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ



Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 15 декабря 2014 г. N 949-р



КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)




I. Общие положения


1. Концепция миграционной политики Удмуртской Республики на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, общественных организаций и национально-культурных объединений по регулированию миграционных процессов на территории Удмуртской Республики (далее также - республика).


2. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, во исполнение Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 - 2025 годы, другими документами стратегического планирования.


(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)


3. Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики с учетом регионального опыта в сфере управления миграционными процессами во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и демографического развития республики.


4. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, и служить ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов миграционной политики, направленных на реализацию мер по регулированию миграционных процессов.


5. Утратил силу. - Распоряжение Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р.



II. Современное состояние и перспективы развития миграционных процессов в Удмуртской Республике


(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)



Демографическая ситуация в Удмуртской Республике характеризуется снижением численности постоянного населения с 1994 года. В период с 1994 по 2018 годы численность населения уменьшилась на 112,7 тыс. человек.


На 1 января 2019 года численность населения республики составляет 1507,390 тыс. человек, в том числе городского - 994,4 тыс. человек. Демографическая ситуация в 2018 году характеризовалась снижением рождаемости и увеличением естественной убыли населения: родились 16423 человека, умерли 18079 человек. Естественная убыль составила 1656 человек (в 2017 году прирост - 258 человек). Среди субъектов Российской Федерации Удмуртская Республика занимает 35 место по рождаемости и 31 место по естественному приросту населения.


Распределение населения республики по возрастным группам по итогам 2018 года сложилось следующим образом: население в трудоспособном возрасте составило 813,5 тыс. человек, или 54%, моложе трудоспособного возраста - 310,3 тыс. человек, или 20,6%, старше трудоспособного возраста - 383,6 тыс. человек, или 25,4%. Динамика изменения численности разных возрастных групп показывает, что в ближайшем среднесрочном периоде ожидается дальнейшее сокращение численности населения в трудоспособном возрасте на фоне продолжающегося роста численности граждан старше трудоспособного возраста.


В долгосрочном периоде (к 2036 году) ожидается сокращение населения Удмуртии на 8%. Такие данные приводит Удмуртстат, опираясь на итоги исследования Росстата, составившего прогноз численности населения России в разрезе регионов на период до 2036 года. Сокращение произойдет в основном за счет населения трудоспособного возраста, а также жителей республики моложе 16 лет. К тому времени численность трудоспособного населения сократится на 10%, или на 85 тыс. человек, численность населения моложе трудоспособного возраста снизится на 24,2%, или на 75 тыс. человек. Если в 2018 году в Удмуртии 54% населения находились в трудоспособном возрасте, то через 18 лет - предположительно около 52,5%. Численность населения нетрудоспособного возраста в общей численности снизится с 21% до 17% в 2036 году. Число людей, преодолевших границу трудоспособности, вырастет с 25% до 31% в общем объеме. Число пенсионеров вырастет почти на 40 тыс. человек (с 383,6 тыс. человек до 423,2 тыс. человек). Все это, по мнению специалистов, неизбежно приведет к усилению процесса старения населения республики, что является характерной чертой демографических процессов, происходящих в Удмуртской Республике.


Согласно классификации ООН население региона считается старым, если доля населения в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. К 2018 году в Удмуртии этого возраста достигли почти 207 тыс. человек, или 14% от общей численности населения. К началу 2036 года их доля возрастет до 20%. Сократится к тому времени и число женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет). К 2036 году их станет меньше на 9%. Коэффициент рождаемости снизится с 10,9 человека на 1000 населения в 2018 году до 10,4 человека. Уровень смертности, напротив, возрастет с 12,0 человека на 1000 населения до 14,2 человека.


Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года предусмотрены задачи: стабилизация численности населения к 2020 году на уровне не менее 1507,9 тыс. человек, а к 2025 году - 1510,7 тыс. человек; увеличение естественного прироста населения к 2025 году до 0,5 промилле; сокращение миграционной убыли населения к 2025 году до (-)600 человек - за счет улучшения состояния здоровья населения и формирования системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики, включающими привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков.


На сегодняшний день миграция не оказывает положительного влияния на демографическую ситуацию в Удмуртской Республике. В течение последних лет из республики наблюдается постоянный отток населения.


По информации Удмуртстата, за 2018 год миграционные потоки складывались следующим образом: в республику прибыли 45089 человек (за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 45128), убыли 49087 человек (АППГ - 48652). Миграционная убыль составила 3998 человек (АППГ - 3524).


Причины миграции населения очень разнообразны. По результатам мониторинга, проведенного специалистами Всероссийского центра изучения общественного мнения в Удмуртской Республике, среди обстоятельств, вызвавших необходимость смены места жительства, выделяют следующие: плохие материальные условия жизни (39%), заинтересованность в качественном образовании для детей (14%), неспособность найти в регионе работу (11%), общий упадок республики (10%), в остальных случаях иные причины (приобретение жилья, покупка, наследование).


Удмуртская Республика является развитым индустриальным субъектом Приволжского федерального округа, в котором сформирован многоотраслевой промышленный комплекс. Однако отрицательное сальдо межрегиональной миграции свидетельствует, что с экономической точки зрения, в сравнении с субъектами Приволжского федерального округа: республиками Татарстан и Башкортостан, Нижегородской и Самарской областями - Удмуртия является менее привлекательным регионом по своей инфраструктуре и рынку труда.


Миграционная убыль в Удмуртии формируется в основном за счет межрегионального обмена. Большая часть мигрантов прибывает в республику из Приволжского федерального округа (48% от общего числа прибывших из других регионов России). Как правило, много прибывших из г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.


Для нового места жительства население республики выбирает в основном Приволжский федеральный округ (41% от общего числа выбывших в другие регионы России), Центральный (23%) и Северо-Западный (16%), наблюдается наибольший отток населения Удмуртии в г. Москву, г. Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, Республику Татарстан, Пермский край, Краснодарский край.


В основном в межрегиональном обмене участвуют лица трудоспособного возраста.


Вклад в миграционный оборот Удмуртской Республики также вносит международная миграция. Согласно статистическим сведениям, в 2018 году из-за рубежа в республику въехали 1839 человек, выехали - 1768 человек. В Удмуртию в основном прибывают иностранные граждане из бывших союзных республик, что указывает на наиболее прочные связи экономического и социально-культурного характера (более 80 процентов внешней миграции). Наиболее интенсивный приток населения в 2018 году происходил из Украины (30%), Азербайджана (13%), Армении (13%), Узбекистана (12,5%).


Говорить о поддержании численности населения за счет привлечения иностранных граждан можно, если приезжающие в Россию иностранцы ориентированы на долгосрочное проживание, готовы интегрироваться в принимающее общество, желают стать гражданами Российской Федерации.


По состоянию на 1 января 2019 года на территории республики проживали на законных основаниях порядка 8 тыс. иностранных граждан, в том числе по разрешениям на временное проживание (1316 человек), по видам на жительство (2318 человек), по действующим разрешениям на работу (73 человека) и по действующим патентам (3905 человек).


За 2018 год иностранным гражданам и лицам без гражданства в Удмуртии выдано 771 разрешение на временное проживание в Российской Федерации и 723 вида на жительство в Российской Федерации. Приобрели гражданство Российской Федерации 613 иностранных граждан и лиц без гражданства.


По состоянию на 1 января 2019 года на территории республики осуществляли трудовую деятельность 3978 иностранных граждан. Вместе с тем количество трудовых мигрантов составляет 0,5% от общей численности населения, занятого в экономике, что не оказывает существенного влияния на рынок труда.


Определение количественных и качественных характеристик трудовой миграции зависит от параметров перспективного баланса трудовых ресурсов, текущего и прогнозного дефицита рабочей силы, учитывающего его территориальные и отраслевые разрезы, повышение инвестиционной привлекательности.


Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда республики определено, что в результате модернизации экономики, ввода в эксплуатацию высокотехнологичных современных производств произойдет увеличение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться.


В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающих территорий. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Поэтому одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов прежде всего на долгосрочной основе.


Удмуртская Республика обладает большим образовательным потенциалом. В республике действуют 5 государственных образовательных организаций высшего образования и 40 бюджетных профессиональных образовательных организаций. Общее количество обучающихся в указанных образовательных организациях составляет около 79,1 тыс. человек (41,9 тыс. студентов образовательных организаций высшего образования и 37,2 тыс. обучающихся в профессиональных образовательных организациях), из них иностранных студентов - порядка 900 человек.


Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Удмуртскую Республику должно стать одним из источников увеличения численности населения, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики - основой для ее дальнейшего развития.



III. Цели, принципы, задачи и основные направления миграционной политики Удмуртской Республики


6. Цели миграционной политики Удмуртской Республики:


6.1. Максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Удмуртской Республики.


6.2. Обеспечение эффективного управления миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития Удмуртской Республики.


6.3. Стабилизация и увеличение численности постоянного населения Удмуртской Республики.


6.4. Рациональное размещение населения на территории Удмуртской Республики, эффективное использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, компенсация неблагоприятных последствий внешней миграции.


6.5. Поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе.


(пп. 6.5 введен распоряжением Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»