(с изменениями на 17 июля 2019 года)
(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)
В целях реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", и совершенствования системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики:
(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)
1. Утвердить прилагаемую Концепцию миграционной политики Удмуртской Республики на период до 2025 года (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике в рамках своей компетенции разработать планы мероприятий по реализации настоящей Концепции.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ
КОНЦЕПЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)
1. Концепция миграционной политики Удмуртской Республики на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, общественных организаций и национально-культурных объединений по регулированию миграционных процессов на территории Удмуртской Республики (далее также - республика).
2. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, во исполнение Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 - 2025 годы, другими документами стратегического планирования.
(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)
3. Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики с учетом регионального опыта в сфере управления миграционными процессами во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и демографического развития республики.
4. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, и служить ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов миграционной политики, направленных на реализацию мер по регулированию миграционных процессов.
5. Утратил силу. - Распоряжение Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р.
(в ред. распоряжения Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)
Демографическая ситуация в Удмуртской Республике характеризуется снижением численности постоянного населения с 1994 года. В период с 1994 по 2018 годы численность населения уменьшилась на 112,7 тыс. человек.
На 1 января 2019 года численность населения республики составляет 1507,390 тыс. человек, в том числе городского - 994,4 тыс. человек. Демографическая ситуация в 2018 году характеризовалась снижением рождаемости и увеличением естественной убыли населения: родились 16423 человека, умерли 18079 человек. Естественная убыль составила 1656 человек (в 2017 году прирост - 258 человек). Среди субъектов Российской Федерации Удмуртская Республика занимает 35 место по рождаемости и 31 место по естественному приросту населения.
Распределение населения республики по возрастным группам по итогам 2018 года сложилось следующим образом: население в трудоспособном возрасте составило 813,5 тыс. человек, или 54%, моложе трудоспособного возраста - 310,3 тыс. человек, или 20,6%, старше трудоспособного возраста - 383,6 тыс. человек, или 25,4%. Динамика изменения численности разных возрастных групп показывает, что в ближайшем среднесрочном периоде ожидается дальнейшее сокращение численности населения в трудоспособном возрасте на фоне продолжающегося роста численности граждан старше трудоспособного возраста.
В долгосрочном периоде (к 2036 году) ожидается сокращение населения Удмуртии на 8%. Такие данные приводит Удмуртстат, опираясь на итоги исследования Росстата, составившего прогноз численности населения России в разрезе регионов на период до 2036 года. Сокращение произойдет в основном за счет населения трудоспособного возраста, а также жителей республики моложе 16 лет. К тому времени численность трудоспособного населения сократится на 10%, или на 85 тыс. человек, численность населения моложе трудоспособного возраста снизится на 24,2%, или на 75 тыс. человек. Если в 2018 году в Удмуртии 54% населения находились в трудоспособном возрасте, то через 18 лет - предположительно около 52,5%. Численность населения нетрудоспособного возраста в общей численности снизится с 21% до 17% в 2036 году. Число людей, преодолевших границу трудоспособности, вырастет с 25% до 31% в общем объеме. Число пенсионеров вырастет почти на 40 тыс. человек (с 383,6 тыс. человек до 423,2 тыс. человек). Все это, по мнению специалистов, неизбежно приведет к усилению процесса старения населения республики, что является характерной чертой демографических процессов, происходящих в Удмуртской Республике.
Согласно классификации ООН население региона считается старым, если доля населения в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. К 2018 году в Удмуртии этого возраста достигли почти 207 тыс. человек, или 14% от общей численности населения. К началу 2036 года их доля возрастет до 20%. Сократится к тому времени и число женщин репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет). К 2036 году их станет меньше на 9%. Коэффициент рождаемости снизится с 10,9 человека на 1000 населения в 2018 году до 10,4 человека. Уровень смертности, напротив, возрастет с 12,0 человека на 1000 населения до 14,2 человека.
Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года предусмотрены задачи: стабилизация численности населения к 2020 году на уровне не менее 1507,9 тыс. человек, а к 2025 году - 1510,7 тыс. человек; увеличение естественного прироста населения к 2025 году до 0,5 промилле; сокращение миграционной убыли населения к 2025 году до (-)600 человек - за счет улучшения состояния здоровья населения и формирования системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики, включающими привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков.
На сегодняшний день миграция не оказывает положительного влияния на демографическую ситуацию в Удмуртской Республике. В течение последних лет из республики наблюдается постоянный отток населения.
По информации Удмуртстата, за 2018 год миграционные потоки складывались следующим образом: в республику прибыли 45089 человек (за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 45128), убыли 49087 человек (АППГ - 48652). Миграционная убыль составила 3998 человек (АППГ - 3524).
Причины миграции населения очень разнообразны. По результатам мониторинга, проведенного специалистами Всероссийского центра изучения общественного мнения в Удмуртской Республике, среди обстоятельств, вызвавших необходимость смены места жительства, выделяют следующие: плохие материальные условия жизни (39%), заинтересованность в качественном образовании для детей (14%), неспособность найти в регионе работу (11%), общий упадок республики (10%), в остальных случаях иные причины (приобретение жилья, покупка, наследование).
Удмуртская Республика является развитым индустриальным субъектом Приволжского федерального округа, в котором сформирован многоотраслевой промышленный комплекс. Однако отрицательное сальдо межрегиональной миграции свидетельствует, что с экономической точки зрения, в сравнении с субъектами Приволжского федерального округа: республиками Татарстан и Башкортостан, Нижегородской и Самарской областями - Удмуртия является менее привлекательным регионом по своей инфраструктуре и рынку труда.
Миграционная убыль в Удмуртии формируется в основном за счет межрегионального обмена. Большая часть мигрантов прибывает в республику из Приволжского федерального округа (48% от общего числа прибывших из других регионов России). Как правило, много прибывших из г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
Для нового места жительства население республики выбирает в основном Приволжский федеральный округ (41% от общего числа выбывших в другие регионы России), Центральный (23%) и Северо-Западный (16%), наблюдается наибольший отток населения Удмуртии в г. Москву, г. Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области, Республику Татарстан, Пермский край, Краснодарский край.
В основном в межрегиональном обмене участвуют лица трудоспособного возраста.
Вклад в миграционный оборот Удмуртской Республики также вносит международная миграция. Согласно статистическим сведениям, в 2018 году из-за рубежа в республику въехали 1839 человек, выехали - 1768 человек. В Удмуртию в основном прибывают иностранные граждане из бывших союзных республик, что указывает на наиболее прочные связи экономического и социально-культурного характера (более 80 процентов внешней миграции). Наиболее интенсивный приток населения в 2018 году происходил из Украины (30%), Азербайджана (13%), Армении (13%), Узбекистана (12,5%).
Говорить о поддержании численности населения за счет привлечения иностранных граждан можно, если приезжающие в Россию иностранцы ориентированы на долгосрочное проживание, готовы интегрироваться в принимающее общество, желают стать гражданами Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2019 года на территории республики проживали на законных основаниях порядка 8 тыс. иностранных граждан, в том числе по разрешениям на временное проживание (1316 человек), по видам на жительство (2318 человек), по действующим разрешениям на работу (73 человека) и по действующим патентам (3905 человек).
За 2018 год иностранным гражданам и лицам без гражданства в Удмуртии выдано 771 разрешение на временное проживание в Российской Федерации и 723 вида на жительство в Российской Федерации. Приобрели гражданство Российской Федерации 613 иностранных граждан и лиц без гражданства.
По состоянию на 1 января 2019 года на территории республики осуществляли трудовую деятельность 3978 иностранных граждан. Вместе с тем количество трудовых мигрантов составляет 0,5% от общей численности населения, занятого в экономике, что не оказывает существенного влияния на рынок труда.
Определение количественных и качественных характеристик трудовой миграции зависит от параметров перспективного баланса трудовых ресурсов, текущего и прогнозного дефицита рабочей силы, учитывающего его территориальные и отраслевые разрезы, повышение инвестиционной привлекательности.
Прогнозом оценки потребности в кадрах регистрируемого рынка труда республики определено, что в результате модернизации экономики, ввода в эксплуатацию высокотехнологичных современных производств произойдет увеличение спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп, тогда как потребность в низкоквалифицированных работниках может значительно сократиться.
В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние принимающих территорий. Не случайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб. Поэтому одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов прежде всего на долгосрочной основе.
Удмуртская Республика обладает большим образовательным потенциалом. В республике действуют 5 государственных образовательных организаций высшего образования и 40 бюджетных профессиональных образовательных организаций. Общее количество обучающихся в указанных образовательных организациях составляет около 79,1 тыс. человек (41,9 тыс. студентов образовательных организаций высшего образования и 37,2 тыс. обучающихся в профессиональных образовательных организациях), из них иностранных студентов - порядка 900 человек.
Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Удмуртскую Республику должно стать одним из источников увеличения численности населения, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики - основой для ее дальнейшего развития.
6. Цели миграционной политики Удмуртской Республики:
6.1. Максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Удмуртской Республики.
6.2. Обеспечение эффективного управления миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития Удмуртской Республики.
6.3. Стабилизация и увеличение численности постоянного населения Удмуртской Республики.
6.4. Рациональное размещение населения на территории Удмуртской Республики, эффективное использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, компенсация неблагоприятных последствий внешней миграции.
6.5. Поддержание межнационального и межрелигиозного мира и согласия в обществе.
(пп. 6.5 введен распоряжением Правительства УР от 17.07.2019 N 845-р)