3.1. Создание комиссии (комитета) по охране труда.
Комиссии (комитеты) по охране труда создаются в целях организации сотрудничества в области охраны труда работодателя, администрации и работников. Комиссии создаются в организациях с численностью работников, определенной Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
(в ред. постановления Госкомитета УР по труду от 21.12.1999 N 9)
Комиссия создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Инициатором создания комиссии может выступать любая из сторон. Численность членов комиссии определяется в зависимости от числа работников организации, специфики производства, структуры и других особенностей организации. Условия создания, деятельности и срок полномочий комиссии оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателя и уполномоченного работниками представительного органа.
Выдвижение в комиссию представителей работников проводится на общем собрании трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по организации.
Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комиссии не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии или находится в непосредственном подчинении работодателя.
В своей работе комиссия взаимодействует со специалистом по охране труда организации или специалистами, привлекаемыми на договорной основе, государственными органами управления охраной труда (Комитет по труду при Правительстве Удмуртской Республики), надзора и контроля за охраной труда (Государственная инспекция труда по Удмуртской Республике, Республиканским центром государственного санитарного эпидемиологического надзора и др.).
Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Удмуртской Республики о труде и охране труда, коллективным договором или соглашением по охране труда, распорядительными документами организации.
Для выполнения возложенных задач членам комиссии рекомендуется получить соответствующую подготовку в области охраны труда в специализированных центрах, имеющих разрешение Комитета по труду при Правительстве Удмуртской Республики, по специальной программе за счет средств работодателя.
3.2. Планирование работы по охране труда.
Планирование работ по охране труда - это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделенных на улучшение условий и охраны труда.
Министерство труда Российской Федерации от 27 февраля 1995 года N 11 утвердил Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.
Составление плана по охране труда представляет разработку мероприятий на определенный срок с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий.
План работы может быть месячным или квартальным, в нем отражаются как периодически повторяющиеся мероприятия, так и разовые. Годовое планирование по охране труда осуществляется посредством разработки раздела коллективного договора "Условия и охрана труда".
Рекомендации по примерному содержанию раздела коллективного договора "Условия и охрана труда" изложены в письме Департамента охраны труда Минтруда России от 23 января 1996 года N 38-11 и в постановлении Комитета по труду при Правительстве Удмуртской Республики от 8 апреля 1996 года "О коллективных договорах и соглашениях Удмуртской Республики".
Согласно Закону 181-ФЗ (статья 19) на финансирование мероприятий по охране труда предприятия должны выделять необходимые средства в объемах, определяемых Законом 181-ФЗ и коллективными договорами или соглашениями.
(абзац в ред. постановления Госкомитета УР по труду от 21.12.1999 N 9)
3.3. Разработка положения о порядке проведения контроля за обеспечением безопасности труда.
В положении следует отразить приемлемую для данного предприятия форму контроля за охраной труда. В соответствии с системой управления охраной труда на ряде предприятий осуществляется трехступенчатый метод контроля за состоянием техники безопасности.
3.4. Организация работ по электробезопасности.
Для непосредственного выполнения функций по организации эксплуатации электроустановок руководитель предприятия назначает ответственного за электрохозяйство, а также лицо, его замещающее.
Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в периоды длительного отсутствия, издается после проверки знаний правил эксплуатации электроустановок потребителей, правил техники безопасности и инструкций и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V - в ЭУ напряжением выше 1000 В, IV - ЭУ напряжением до 1000 В.
Допускается выполнение обязанностей ответственного за электрохозяйство по совместительству.
На предприятиях малого предпринимательства при использовании ими только осветительных установок, электроинструмента и электромашин напряжением до 400 В ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может быть по письменному согласованию с местными органами энергонадзора возложена на руководителя или владельца предприятия. В этом случае проверка знаний правил и присвоения ему соответствующей группы по электробезопасности не требуется.
3.5. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен Положением, указанным в п. 3.5 таблицы.
Работодатель должен обеспечить расследование всех несчастных случаев, повлекших за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией.