В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации культуры, доминантным признаком этноса выступает, как правило, его язык. Именно язык, особенно в период национального возрождения и так называемой "этнической мобилизации", относится к числу основополагающих этнических определителей, базовых этнокультурных ценностей, является одним из наиболее значимых символов этнической принадлежности. Он обеспечивает единство этноса - взаимное понимание между членами этноса - и создает чувство общности со своей этнической группой, отличной от других подобных образований. Кроме того, язык этноса, обеспечивая хранение и передачу этнокультурной информации от поколения к поколению, сохраняя тем самым культурную преемственность народа, является необходимым условием для самовоспроизводства этноса, поддерживает этническое самосознание (осознание своей принадлежности к определенному этносу), выполняет этносохранительные функции.
Языковая ассимиляция (смена языка или его утрата) неизбежно в конечном итоге ведет к смене этнического самосознания, что означает полную ассимиляцию этноса. Не случайно деятельность по сохранению национального языка является главной формой проявления национальной идентичности, выражения национального самосознания, защиты социальных и экономических интересов этноса.
В этой связи не может не тревожить прогрессирующая утрата национального языка у удмуртского этноса. Сравнительные данные переписей показывают, что показатель языковой ассимиляции среди удмуртов был одним из самых высоких по стране - в Удмуртии в период с 1959 г. по 1989 г. доля удмуртов с родным удмуртским языком снизилась с 93,2% до 75,7%. В 2002 г. этот показатель стал еще меньше и составил 66,5%.
Показательны в этой связи данные о динамике численности удмуртского народа в межпереписной период - численность удмуртов, проживающих в Российской Федерации, сократилась по сравнению с 1989 г. почти на 11% - с 714,8 тыс. чел. до 636,9 тыс. чел. На масштабность ассимиляционного сокращения численности удмуртского народа в некоторой степени указывают сравнительные данные по другим этническим группам России. За период с 1989 по 2002 годы численность русских сократилась на 3,3%, марийцев - на 6%, чувашей - на 7,7%.
Для того чтобы преодолеть эту тенденцию, необходима более скоординированная, системная работа всех заинтересованных министерств и ведомств.
В бережном отношении нуждается русский язык - государственный язык Российской Федерации, государственный язык Удмуртской Республики, язык межнационального общения. Его огромная роль в жизни многонационального российского общества в целом и русского народа в частности обусловлена большим кругом социально-экономических, общественно-политических, культурно-исторических, этнопсихологических функций.
В условиях наблюдающегося в последнее десятилетие роста национального самосознания в Удмуртской Республике растет интерес к изучению родного языка и у представителей иных народов Удмуртии. Создание благоприятных условий для удовлетворения этноязыковых потребностей является залогом этнополитической и этносоциальной стабильности в обществе.
Разработка и реализация единой государственной этноязыковой политики является комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств, органов местного самоуправления, опоры на национальные общественные объединения. Комплексный характер задачи обусловил необходимость создания специальной Республиканской целевой программы для ее решения. Подобные программы успешно реализуются во многих субъектах Российской Федерации.