ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2006 года N 733-III
О ПОДПРОГРАММЕ "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ" РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 16.02.2010 N 384-IV.
____________________________________________________________________
Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить подпрограмму "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2007 - 2010 годы" Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком подпрограммы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2007 - 2010 годы" Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ
ПОДПРОГРАММА "КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ" РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"
Наименование | Подпрограмма "Кадровое обеспечение |
Основания для | Распоряжение Правительства Удмуртской |
Цель | Создание организационно-экономических условий |
Основные | 1. Закрепление специалистов на селе. |
Сроки | 2007 - 2010 годы |
Государственный | Министерство сельского хозяйства |
Разработчик | МСХиП УР |
Исполнители | МСХиП УР; |
Ресурсное | Финансовые затраты на реализацию Подпрограммы |
Механизм | Реализация Подпрограммы осуществляется |
Перечень | Обеспечение мер государственной социальной |
Контроль | Контроль за ходом реализации Подпрограммы |
Ожидаемые | Повышение уровня обеспеченности агропромышлен- |
Оценка | Увеличение количества лиц с высшим |
Важнейшим фактором успешного развития аграрного производства является обеспеченность квалифицированными кадрами. Проблема кадрового обеспечения агропромышленного комплекса (АПК) особенно обострилась в период становления рыночной экономики, когда в последние 15 - 20 лет сельское хозяйство оказалось самой уязвимой отраслью экономики, негативные процессы стали носить устойчивый, хронический характер.
Становление и развитие рыночных экономических отношений, переход к новому технико-технологическому состоянию во многом определяются наличием в отрасли квалифицированных управленческих кадров, специалистов и рабочих. Признавая значимость аграрного сектора, важность его для национальной безопасности, проблема российского села включена в число приоритетных через реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Однако эффективность новых инвестиционных проектов в решении основных задач национального проекта в возрождении животноводства и развитии малых форм хозяйствования в конечном счете будет определяться качеством кадрового потенциала сельского хозяйства и уровнем профессионализма их участников.
Особенностью современного состояния обеспеченности кадрами сельского хозяйства является то, что аграрный сектор экономики по-прежнему продолжает испытывать значительный недостаток в квалифицированных работниках по отдельным профессиям рабочих и специалистов. Общая численность руководителей и специалистов, работающих в сельхозпредприятиях Удмуртской Республики, за период с 2000 года снизилась более чем на 14%, составила в 2005 году 8031 человек и обеспечивает 93,7% штатной потребности.
Численность руководящих работников и специалистов сельскохозяйственных организаций Удмуртской Республики, уровень их образования указаны в приложениях N 1, 2 к настоящей Подпрограмме.
Насыщенность сельскохозяйственного производства кадрами дипломированных специалистов требует дальнейшего роста. Реализация ранее принятой Программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики" на 2003 - 2006 годы дала определенный положительный результат. В 2005 году по сравнению с 2002 годом, предшествующим началу реализации Программы, среди работников, занимающих должности руководителей и специалистов в сельскохозяйственных организациях, увеличилась доля дипломированных специалистов, на 2% снизилась доля практиков, то есть лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования. Увеличилась доля руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее профессиональное образование, повысилась доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, среди руководителей среднего звена, на 3% среди них снизилась доля практиков. Снижение доли практиков отмечается практически среди всех категорий главных специалистов.
Однако проблема решена не полностью. Слабо укомплектованными главными специалистами, имеющими высшее профессиональное образование, остаются службы: ветеринарная - 27%, бухгалтерская - 30%, инженерная - 36%. Должности руководителей среднего звена замещены практиками, не имеющими высшего и среднего профессионального образования, на 47 процентов.
Сохраняется текучесть кадров.
В настоящее время сельское хозяйство функционирует в сложных экономических и природно-экологических условиях, которые требуют от специалистов высокого профессионализма, знания современных достижений аграрной науки и новейших технологий как в области производства, так и управления. Это требует постоянного обновления знаний работающих.
Непрестижность у сельской молодежи профессий, связанных с сельскохозяйственным производством, значительно влияет на обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами.
Отсутствие нормативно-правовой базы по направлению и закреплению молодых специалистов не обеспечивает приток молодых специалистов в отрасль. Проблема закрепления на селе молодых специалистов остается достаточно острой. Несмотря на сохраняющиеся объемы подготовки молодых специалистов в аграрных образовательных учреждениях, прибытие их на село составляет не более четверти от выпуска (приложение N 3). Доля численности специалистов в возрасте до 30 лет составляет всего 13 - 14% от общего числа специалистов, работающих в сельскохозяйственных организациях.
На решение обозначенных проблем и направлена настоящая Подпрограмма.
В процессе реализации данной Подпрограммы необходимо обеспечить как абсолютный рост числа занятых в сельхозпроизводстве в целом, так и увеличение числа работающих специалистов, улучшение их качественного состава и профессионального уровня. Необходимо обеспечить укрепление кадровых служб организаций агропромышленного комплекса и органов управления сельским хозяйством.
Кадровая политика в АПК по своей важности и актуальности должна стоять в одном ряду с основными государственными программами по восстановлению и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса. Проблема совершенствования кадрового потенциала является определяющим фактором успеха реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
Решение вопросов кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Удмуртской Республики, его совершенствования путем реализации мероприятий Подпрограммы позволят:
- повысить качественный состав руководителей и специалистов, уровень их профессиональной подготовленности к решению организационных и производственных задач в современных условиях, готовность к работе на перспективу;
- обеспечить дальнейшее увеличение численности дипломированных специалистов, занимающих должности в сельскохозяйственных организациях, и высококвалифицированных рабочих;
- снизить среди специалистов долю практиков (лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования);
- усилить профориентационную работу среди сельской молодежи.
Все это окажет эффективное влияние на развитие сельскохозяйственного производства Удмуртской Республики.
Целью Подпрограммы является создание эффективно функционирующей системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Удмуртской Республики, базирующейся на комплексе организационно-экономических мер по профессиональному обучению, привлечению и закреплению кадров в сельскохозяйственном производстве, обеспечивающих дальнейшее совершенствование кадровой политики как важнейшего фактора проведения аграрной реформы, обеспечение адекватности кадрового сопровождения основных направлений развития АПК, рост производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Задачами Подпрограммы являются:
1. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе, стимулирование труда руководителей.
2. Совершенствование системы профессиональной подготовки, стажировки, переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса, расширение подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Продолжение работы по созданию резерва из числа высококвалифицированных специалистов, выпускников образовательных учреждений, способных возглавить сельскохозяйственные организации.
3. Совершенствование профориентационной работы с учащимися сельских образовательных школ.
4. Совершенствование системы начального профессионального образования аграрного профиля.
5. Укрепление кадровых служб (служб управления персоналом) в муниципальных органах управления сельским хозяйством и сельскохозяйственных организациях.
Важнейшими индикаторами Подпрограммы являются:
- удельный вес численности руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
- удельный вес численности специалистов сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
- прирост количества молодых специалистов, прибывших на работу в сельскохозяйственные организации в течение года по окончании высших и средних профессиональных образовательных учреждений (оставшихся на конец года);
- количество руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, повысивших квалификацию в системе дополнительного профессионального образования;
- доля руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Количественные показатели целевых индикаторов в разбивке по годам приведены в приложении N 4.
Мероприятие | Срок | Ответственные |
Задача 1. Закрепление специалистов на селе, стимулирование труда | ||
1. Разработка соответствующих | 2007 г. | МСХиП УР, |
2. Разработка правового акта | Ежегодно | МСХиП УР |
3. Разработка правового акта | Ежегодно | МСХиП УР |
4. Организация системы работы | В течение | МСХиП УР, |
5. Информационное обеспечение | В течение | МСХиП УР |
Задача 2. Совершенствование системы профессиональной подготовки, | ||
1. Профессиональная переподготовка | В течение | МСХиП УР, |
2. Повышение квалификации | В течение | МСХиП УР, |
3. Проведение тематических | В течение | МСХиП УР, |
4. Профессиональная подготовка | В течение | МСХиП УР, |
5. Повышение квалификации | В течение | МСХиП УР, |
Задача 3. Совершенствование профориентационной работы с | ||
1. Разработка правового акта Прави- | 2007 г. | МСХиП УР |
2. Оказание помощи в создании и | В течение | МСХиП УР, |
3. Расширение профориентационной | В течение | МСХиП УР, |
Задача 4. Совершенствование системы начального профессионального | ||
1. Укрепление материально-техничес- | В течение | МСХиП УР, |
2. Комплектование ресурсных центров | В течение | МСХиП УР, |
3. Организация целевой подготовки | В течение | МСХиП УР, |
4. Расширение подготовки рабочих | В течение | МСХиП УР, |
Задача 5. Укрепление кадровых служб (служб управления | ||
1. Повышение квалификации | 2007 год | МСХиП УР, |
2. Повышение квалификации | В течение | МСХиП УР, |
3. Проведение тематических семина- | В течение | МСХиП УР, |