Сложившаяся в настоящее время ситуация в молодежной среде неоднозначна. С одной стороны, современную молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, заинтересованности в получении качественного образования, влияющего на дальнейшее трудоустройство и карьеру, способность быстро усваивать ценности рыночной экономики и адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. От позиции молодых граждан в общественно-политической жизни, их уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп социально-экономического развития. В условиях глобализации и притока мигрантов молодежь не только должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, но и призвана выступить проводником идеологии толерантности, носителем общечеловеческих ценностей, развивать русскую и этническую культуру, укреплять межпоколенческие и межнациональные отношения. Основной задачей государственной молодежной политики в Удмуртской Республике является создание благоприятных условий для реализации инновационного потенциала, носителем которого является молодой человек.
По данным социологических исследований, в последние годы молодежь Удмуртии волнуют масштабные и общественно значимые проблемы: отсутствие собственного жилья, трудоустройство, нехватка денежных средств. Тем не менее молодые люди в значительной части обладают тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения.
В этой ситуации необходимо создавать условия для самореализации молодежи, ее включения в общественные процессы в качестве активного субъекта, способствовать приостановлению негативных тенденций в молодежной среде.
В Удмуртской Республике государственная молодежная политика осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, которых в настоящее время насчитывается 425565 человек, что составляет 27% от общей численности населения Удмуртской Республики.
Начиная с 1991 года, в Удмуртской Республике сформирована структура отрасли государственной молодежной политики, утверждены ее основные институты, ведется разработка нормативной правовой базы, налажено межведомственное взаимодействие, укрепляются партнерские связи с международными организациями и учреждениями Удмуртской Республики, заинтересованными в поддержке молодежи, развивается система подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с молодежью. Начиная с 1996 года, в основе реализации молодежной политики на территории Удмуртской Республики - программно-целевой подход.
В 1996 году впервые была принята Республиканская целевая программа "Молодежь Удмуртии" на 1997 - 2000 годы, которая представляла собой комплекс практических и последовательных мероприятий, план конкретных действий на очередной период, согласованный исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики. Работа с молодыми гражданами строилась по следующим приоритетным направлениям: организация досуга и занятости, развитие социальных служб, кадровое обеспечение отрасли. С развитием демократического общества молодежь стала рассматриваться в качестве потенциального ресурса социума, наиболее активного участника социальных преобразований. В Республиканской целевой программе "Молодежь Удмуртии" на 2001 - 2003 годы акцент был смещен на работающую и студенческую молодежь, молодые семьи, лидеров молодежных и детских общественных движений, что позволило добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодежной среде:
1) увеличения числа молодых людей, выбирающих личную инициативу как способ самореализации;
2) повышения престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха, будущего благосостояния;
3) роста заинтересованности молодежи в сохранении своего здоровья;
4) повышения интереса молодежи к массовым видам спорта и активным видам досуга;
5) расширения информационного пространства.
Республиканская целевая программа "Молодежь Удмуртии" на 2004 - 2008 годы стала логическим продолжением мероприятий предыдущих республиканских целевых программ, поставив в основу пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде, развитие гражданско-патриотического воспитания, поддержку молодежных и детских общественных объединений, научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение отрасли.
Опыт реализации молодежной политики в течение 17 лет свидетельствует об ее эффективности, позволяющей комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы.
Учитывая специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития, необходимо усилить внимание к проблемам социализации молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодыми людьми на перспективу. Ввиду этого, а также в целях оптимизации государственных мер, обеспечивающих активное включение молодых людей в жизнь общества, их полноценную самореализацию, разработана настоящая Программа.
Основные положения Программы соответствуют Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
Формирование Плана мероприятий Программы осуществлялось на основе следующих принципов:
1) сохранение преемственности - ряд мероприятий, проведенных и успешно зарекомендовавших себя ранее, ставших традиционными в молодежной среде;
2) широкомасштабность - расширение диапазона участников Программы, что будет достигнуто за счет проведения (внедрения) аналогичных мероприятий (проектов) в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
3) адресный подход - охват различных категорий молодежи на основе учета их интересов, потребностей и условий жизнедеятельности;
4) превентивность мер - сочетание профилактических мер, направленных на работу с благополучной молодежью, с усилиями по решению проблем молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
5) межотраслевой характер - объединение усилий различных органов государственной власти в решении проблемных вопросов молодежи.