В настоящее время сеть сельских автомобильных дорог, связывающих населенные пункты Удмуртской Республики, составляет 1713 километров. Дороги эти находятся на балансе сельхозпроизводителей, в собственности или ведении муниципальных образований либо вообще не имеют собственника (балансодержателя). Обследование, проведенное силами государственного учреждения "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", показало, что правоустанавливающие документы на земельные участки под сельскими автомобильными дорогами отсутствуют, межевание не производилось, перевод лесных земель в нелесные в случаях, когда это требуется в соответствии с законодательством, не произведен, перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения также отсутствует.
Состояние сельских автомобильных дорог согласно обследованию можно определить как "неудовлетворительное". Автомобильные дороги, числящиеся дорогами с усовершенствованным покрытием, имеют старое разрушенное асфальтобетонное покрытие, просадки составляют до 30 сантиметров, ямы с застоем воды - 5 - 10 квадратных метров, имеются множественные раскрытые трещины, обочины отсутствуют. Участками асфальтобетонное покрытие разрушено полностью.
Износ большей части автомобильных дорог с покрытием переходного типа (гравийных) составляет около 90 процентов: покрытие неровное, без профиля, большое количество просадок и ям. Видимость не обеспечена из-за деревьев и кустарников.
Состояние грунтовых и полевых автомобильных дорог также неудовлетворительное. Это дороги, по которым невозможен круглогодичный проезд транспорта.
Обследование искусственных сооружений (мостов и водопропускных труб) показало, что большинство из них находится в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Дефекты выражаются в отсутствии укреплений на входе и выходе трубы, размыве земляного полотна, просадке тела трубы, расхождении стыков секций. Мосты построены без проектно-сметной документации, не обеспечена безопасность дорожного движения (отсутствует колесоотбойный брус, перильное ограждение), снижена долговечность (разрушены покрытие проезжей части, опорные части пролетных строений, отсутствует укрепление русла), несущая способность не отвечает нормативной нагрузке НК-80.
Такое состояние сельских автомобильных дорог не может не сказываться на показателях экономического и социального положения сельских жителей. Отсутствие благоустроенных дорог является одной из причин снижения численности сельского населения, приводит к увеличению доли транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции, сопровождается значительными потерями от бездорожья в сельскохозяйственном производстве.
Для решения указанной проблемы и приведения в нормативное состояние сельских автомобильных дорог в течение 2001 - 2007 годов периодически направлялись средства целевого бюджетного территориального дорожного фонда Удмуртской Республики и финансовая помощь, поступавшая из федерального бюджета.
Ситуация, сложившаяся в сфере финансирования развития дорог в сельской местности, характеризуется следующими показателями: